Схема научного творчества по Б.М. Кедрову

По гипотезе Б.М. Кедрова, для преодоления познавательно-психологического барьера при решении творческой задачи, необходим некий «трамплин», в качестве которого могут выступить некое случайное событие, фантазия и т.п.

«Обычно механизм воздействия фантазии состоит в том, что она вступает в реакцию с реальными «рабочими» мыслями. Суть этой реакции становится понятной, если воспользоваться схемой творческого процесса, предложенной академиком Б. М. Кедровым (Б. М. Кедров, О теории научного открытия, в Сб.: «Научное творчество», М., «Наука», 1969 г., с. 78-82).

Схема академика Б. М. Кедрова

Б.М. Кедров: схема творчества, наука, научные идеи

В поисках решения задачи мысль человека движется в определённом направлении (α) от единичных фактов (Е) к выявлению того особенного (О), что присуще этим фактам. Следующим шагом должно быть установление всеобщности (В), т. е. формулировка закона, теории и т. п.  Переход от E к О не вызывает особой трудности, но дальнейший путь от О к В преграждён познавательно-психологическим барьером (i). Нужен какой-то трамплин (Г), позволяющий преодолеть барьер. Чаще всего таким трамплином бывает случайно возникающая ассоциация, причём появляется эта ассоциация при пересечении линии (α) с другой линией мыслей (β)».

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 253-254.

 

Замечу, что в приведённая схема является модификацией Этапов интуитивного процесса по Грэхему Уолласу