Качества и добродетели правителей государства по Платону

Для управления государством, по мнению Платона, нужно привлекать редко встречающихся людей, обладающих добродетелями:

«Значит, государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым  благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и  управляет, и её  знанию. И по-видимому, от природы в очень малом числе  встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь  из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости».

Платон, Государство  / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 3, М., «Мысль», 1994 г., с. 199.

 

«- Прими во внимание, что у тебя их, естественно, будет немного: ведь природа  их должна быть такой, как мы разобрали, между тем все свойства подобных  натур редко встречаются вместе: большей частью они бывают разбросаны.

- Что ты имеешь в виду?

- Способность к познанию, память, остроумие, проницательность и все, что с  этим связано, обычно, как ты знаешь, не встречаются все зараз, а люди  по-юношески задорные и с блестящим умом не склонны всегда жить размеренно и  спокойно; напротив, из-за своей живости они мечутся во все стороны, и все  постоянное их покидает.

- Ты прав.

- Если же люди отличаются постоянством нрава и переменчивость им чужда, на  их верность можно скорее положиться, и на войне они с трудом поддаются  страху, но эти же их свойства сказываются при усвоении знаний: они  неподатливы, невосприимчивы и словно находятся в оцепенении, а когда надо  над чем-нибудь таким потрудиться, их одолевают сон и зевота.

- Это бывает.

- Между тем мы говорили, что человек должен в полной мере обладать и теми, и  этими свойствами, иначе не стоит давать ему столь тщательное воспитание,  удостаивать его почестей и вручать ему власть.

- Это верно.

- Но не находишь ли ты, что указанное сочетание редко встречается?

- Да, редко!

- Значит, надо проверять человека в трудностях, опасностях и радостях, о чем  мы и говорили раньше. Кроме того, добавим сейчас то, что мы тогда  пропустили: надо упражнять его во многих науках, наблюдая, способен ли он  воспринять самые высокие познания или он их убоится, подобно тому как робеют  люди в случае усилий иного рода».

Платон, Государство  / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 3, М., «Мысль», 1994 г., с. 284-285.