Академия Платона

Платон организовывает свою школу примерно в 387 г. до н. э. близ Афин, в роще, названной  в честь героя Академа. Её прототип - школа Пифагора, с учениками которой Платон познакомился во время своих путешествий .

«Технологии Сократа были развиты его учеником Платоном, основавшим Академию. Обычно в ходе академических занятий на обсуждение выставлялся «тезис», то есть вопросительное предложение типа: можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. При этом первый задавал второму вопросы, хитроумно подбирая их так, чтобы тот в своих ответах вынужден был признать нечто противоречащее тезису, который он отстаивал. У задающего вопросы своего тезиса не было. Диалектика учила не только опровергать или с умом задавать вопросы, но также и отвечать, избегая ловушек вопрошателя. (Обсуждение тезисов - обычная форма преподавания в античности - будет использоваться и в средневековых университетах.) Посттренинговое сопровождение в Академии Платона - это встречи выпускников, активных участников политических игр того времени. Встречи тоже представляли собой диспуты, в которых предмет диспута, его содержание не очень важны. Важна сама практика диалога и достигаемое благодаря этой практике преображение. Иногда задача майевтической беседы - привести беседующих к апории и таким образом открыть для них пределы языка, показать им, что не всегда возможно сообщить другим свой опыт. Поэтому встречи-пиры часто заканчивались молчанием-созерцанием».

Ширшов А. В.,  Занимательная история тренинга и консалтинга, СПб, «Речь»;  «Генезис», 2007 г., с.  81-82.

«Академия Платона предполагала совместную жизнь наставников и учеников, что давало возможность воздействовать не только словом, но и личным примером.  Академия Платона будет славиться не только достоинством своих членов, но и совершенством организации. Платон считал, что благодаря философскому воспитанию влиятельных людей государства можно изменить политическую жизнь. Обучающиеся в Академии должны были не только освоить рациональный метод мышления благодаря изучению математики и логики, но и достичь внутреннего преображения. Их главной целью должно стать стремление к высшему благу. Платон создает общность, образовательную среду, относительно независимую от полиса, которая формировала духовно-развитого индивида, способного мыслить и жить разумно.  Диалог как одна из главных форм обучения и воспитания - это не навязывание своей точки зрения другому, а совместный поиск истины. Он учит ставить себя на место другого и тем самым преодолевать ограниченность своей собственной точки зрения. Собеседники как бы открывают в самих себе истину, которая существует объективно, независимо от них. Они учатся преодолевать ограниченность собственного мнения и достигать всеобщности».

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс»,  2007 г., с. 114.

 

Позже ученик Платона Аристотель создал свою школу – Ликей.

В Академии сам Платон вёл обучение на протяжении почти 40 лет. Над воротами сада, в котором проходили занятия, по легенде,  была высечена надпись: «Негеометр да не войдёт». Свой дом, расположенный там же, Платон называл «домом музы» - мусейоном.

Академия Платона просуществовала несколько столетий, и была закрыта как языческая в 529 году нашей эры указом христианского императора Юстиниана I.

Несмотря на это, влияние Платона и Академии велико, и на века сформировало одно из главных направлений европейской философии – платонизм и неоплатонизм.