Теория необыкновенной личности Родиона Раскольникова…

Родион Раскольников: «… необыкновенный» человек имеет право... то  есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести  перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае,  если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего  человечества) того потребует.

Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я  готов её вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь,  предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с.

По-моему, если бы  Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим  образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни  одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или  ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы  обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными  свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы  Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или  воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей  статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед  кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за  древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих  благодетелей и установителей человечества были особенно страшные  кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и  чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать  что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно  преступниками, - более или менее, разумеется.

Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним  словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу  раз было напечатано и прочитано.

Что же касается до моего деления людей на  обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно,  но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою  верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются  вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на  материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на  людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих  разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще,  люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть  послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их  назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй  разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по  способностям.

Преступления этих людей, разумеется, относительны и  многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных  заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для  своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри  себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через  кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам её, - это заметьте. В этом  только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. (Вы  припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось). Впрочем,  тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого  права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо,  исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих  поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется  (более или менее). Первый разряд всегда - господин настоящего, второй  разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его  численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. […]   

Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть  что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало.  Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и  подразделений, должно быть, весьма верно и точно определен каким-нибудь  законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что  он существует и впоследствии может стать и известным. Огромная масса людей,  материал, для того только и существует на свете, чтобы наконец, чрез  какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством  какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить наконец  на свет, ну хоть из тысячи одного, хотя сколько-нибудь самостоятельного  человека. ещё с более широкою самостоятельностию рождается, может быть, из  десяти тысяч один (я говорю примерно, наглядно). Ещё с более широкою - из  ста тысяч один. Гениальные люди - из миллионов, а великие гении,  завершители человечества, - может быть, по истечении многих тысячей  миллионов людей на земле. Одним словом, в реторту, в которой всё это  происходит, я не заглядывал. Но определенный закон непременно есть и должен  быть; тут не может быть случая».

Достоевский Ф.М., Преступление и наказание, М., «Эксмо», 2007 г., 278 и 280-281.