Власти как Внешние обстоятельства
Умение «держать удар»Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Власти как Внешние обстоятельства
Умение «держать удар»Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Амстердамские раввины предали анафеме 24-летнего Баруха Спинозу... Как это получилось?
«Родители, честные и добропорядочные купцы, воспитывали сына в строгих религиозных традициях и готовили для торговых дел. Но страсть к учению и быстро развивающийся ум мальчика заставили их изменить своё решение и дать ему богословское образование. Барух поступил учиться в еврейскую школу, где получил все необходимые знания, чтобы стать благочестивым членом еврейской общины. Ветхий Завет и Талмуд он изучал с таким фанатичным рвением, что приводил в изумление своих наставников и руководителей. Он прочитал огромное количество книг сверх того, что считалось обязательным.
На мальчика возлагали большие надежды, ведь уже в 14 лет он мог соперничать со многими учёными и не уступал им ни в широте, ни в глубине познаний. Своими вдумчивыми вопросами, меткими замечаниями он нередко ставил учителей в тупик. Выяснилось также, что Барух занимается и собственными исследованиями, причём в разных сферах, куда только заводит его пытливый ум. Любознательность ученика выходила далеко за пределы богословия, его тянуло к изучению природы и мира в целом.
Это был тихий, скромный человек, некрепкого здоровья, с молодых лет у него обнаружился туберкулёз. Но психологически он был не из поддатливых и совести своей никогда не изменял. Недаром на своем гербе он поместил розу и, остроумно используя свою фамилию, написал на ней латинский девиз: «Осторожней, колется!»
Склонность к философии рождала у Баруха Спинозы недоверчивое отношение к Библии. В Ветхом Завете, как и у Хосе де Акосты (испанский историк и иезуит – Прим. И.Л. Викентьева), он не нашёл никаких указаний на бессмертие души, и этот вопрос для него стал совершенно ясен: «Душа никогда не была без тела, а тело - без души». Засомневавшись в правильности Священного Писания, Спиноза стал неаккуратно исполнять религиозные обряды, о чём вскоре стало известно раввинам, и ему приказали явиться в синагогу.
Барух повиновался с абсолютной беспечностью и полным сознанием своей невиновности. Раввины поинтересовались отношением Спинозы к бессмертию души, на что получили такой ответ: он считает Бога телесным существом, а душу - обычным естественным явлением. Опасаясь вредного влияния Спинозы на молодёжь, совет раввинов сделал ему строгое внушение, но, увидев его упорство, стал грозить отлучением, на что Барух ответил насмешкой. Тогда судьи подвергли его малому отлучению: в течение месяца всем евреям запрещалось вступать с ним в какие-либо отношения.
Спокойно отнесясь к санкции, Спиноза продолжал заниматься науками, стал изучать языки, для чего поступил в школу филолога Ван ден Эндена и прилежно постигал всё, что там преподавалось. Но особенно его привлекала философия, ставившая вопросы, на которые в течение столетий пытались ответить многие великие умы. Что такое окружающий нас мир? Как возникла природа? Что лежит в основе мира - материальное или духовное?
Понимая, что натянутые отношения с синагогой рано или поздно кончатся более жёсткими санкциями, Спиноза первым порвал с ней связи, чем привел в страшный гнев своих преследователей. Опасаясь силы его примера, совет раввинов попытался подкупить Спинозу, предложив ему ежегодную пенсию в 1000 гульденов при условии, что он останется членом еврейской общины, откажется от нападок на религию и будет время от времени присутствовать на религиозных церемониях. Спиноза с возмущением отверг это предложение.
Трещина между ним и еврейской общиной углублялась всё больше. Тогда совет раввинов решился на высшую меру наказания, имевшуюся в его власти, - отлучение и проклятие, с запрещением всем членам общины иметь с вольнодумцем какие-либо отношения. На церемонии отлучения в синагоге его, естественно, не было: он просто проигнорировал брошенный ему вызов. Более того, он написал им письмо, в котором благодарил за их решение отлучить его от еврейской общины, так как сам давно желал этого.
Такого раввины совсем не ожидали - Спиноза отнесся ко всему так, будто его это вовсе не касалось. Он не испытывал мучительных сомнений и переживаний […] был, как всегда, весел и остроумен. Отлучение прошло как пустой звук.
Амстердамским раввинам отлучения и проклятия Спинозы было мало. Они пожаловались городским властям, представив Спинозу опасным атеистом, и добились его изгнания из города. Правда, ненадолго: городской совет постановил удалить философа всего лишь на несколько месяцев. После отлучения Спиноза порвал со всеми своими родственниками, даже с родителями. Он остался без всяких средств к существованию и жил у Ван ден Эндена, помогая ему в преподавательской работе. Науку он не бросал, и чтобы выжить, ему пришлось заняться ремеслом. Он начал изготавливать оптические стёкла для очков, телескопов и микроскопов. Оптика в то время пользовалась растущим интересом в кругах не только учёных, но и просто в среде образованных людей. Очень скоро Спиноза приобрёл в этом деле широкую известность. Сделанные им линзы отличались высоким качеством, их охотно покупали».
Истина Н.А., Сто великих мятежников и бунтарей, М., «Вече», 2006 г., с.178-180.