Признаки психопатов по Максу Нордау

«…Спиноза прекрасно выразил это в следующих словах: «Если бы брошенный человеческою рукою камень мог думать, то он, наверное, вообразил бы себе, что он летит, потому что хочет лететь».

Многие душевные состояния, равно как и поступки, в которых мы вполне отдаём себе отчёт, являются последствием причин, которых мы не сознаём. Тогда мы придумываем для них мотивы, удовлетворяющие нашей потребности находить во всем ясную причинность, и охотно убеждаем себя, что мы нашли им верное объяснение.

Психопат не подозревает, что его бесхарактерность, леность, неспособность  к действию вызывается наследственными пороками мозга, и убеждает самого  себя, что он презирает труд, а чтобы оправдать себя в собственных глазах, он  создаёт философию отречения, удаления от мира, человеконенавистничества,  толкует о том, что он убедился в превосходстве квиетизма, называет себя  с гордостью буддистом и в поэтических выражениях прославляет нирвану как  высший и самый достойный идеал человеческого духа.

Психопаты и помешанные  - естественные последователи Шопенгауэра и Гартмана, и им стоит  только познакомиться с буддистами, чтобы примкнуть к ним.

В связи с неспособностью к деятельности находится склонность к бесплодной  мечтательности. Психопат не в состоянии долго сосредоточить внимание  на одном предмете, верно понять и упорядочить свои впечатления и выработать  из них ясные представления и суждения. Ему гораздо легче лелеять  в своих мозговых центрах неясные, как в тумане расплывающиеся картины,  едва созревшие зачатки мысли и предаваться постоянному опьянению неопределёнными,  бесцельными представлениями; он редко собирается с силами,  чтобы противодействовать чисто внешнему сочетанию идей и образов и установить  некоторый порядок в диком хаосе вечно расплывающихся представлений.

Напротив, он гордится силой своего воображения, противопоставляемого им  трезвой буржуазной мысли, и с особенною любовью посвящает себя всякого  рода свободным художествам, позволяющим ему витать в эмпиреях, так как  он решительно не в состоянии выдержать труда, требующего внимания и точного  уяснения себе действительности. Он называет это идеальным настроением,  приписывает себе непреодолимые эстетические влечения и с гордостью называет  себя художником (Шарко).

Мы вкратце остановимся на особенностях, часто представляемых психопатами.

Они обуреваемы сомнениями, вечно задаются вопросом о причине явлений,  особенно таких, которые совершенно недоступны нашему понимаю, и признают  себя несчастными, когда все их размышления и расспросы ни к чему не приводят.  Они постоянно пополняют ряды изобретателей метафизических систем, глубокомысленных  истолкователей мировых вопросов, людей, посвящающих себя отысканию  философского камня, квадратуры круга и perpetuum mobile. Особенно  три последних вопроса имеют для них такую притягательную силу, что, например,  вашингтонское бюро для выдачи привилегий должно всегда иметь в запасе  ответные бланки для лиц, ходатайствующих о патентах на разрешение упомянутых  фантастических проблем.

По исследованию Ломброзо, писания и поступки многих анархистов также объясняются вырождением. Психопат не способен приспособляться к данным условиям. Эта неспособность составляет вообще отличительную черту всех ненормальных видов того или другого типа, и в ней  заключается, вероятно, одна из главных причин быстрого их вымирания. Поэтому  такой субъект восстаёт против воззрений и условий, которые ему тягостны  уже потому, что налагают на него обязанность владеть собою, на что он  вследствие органической своей бесхарактерности неспособен. Таким образом,  он вечно старается пересоздать мир и сочиняет планы спасения человечества,  которые отличаются одновременно горячей любовью к ближнему, трогательной  искренностью, нелепостью и почти невероятным незнанием действительности.

Наконец, ещё одним из главных признаков вырождения является мистицизм.  «Из всех проявлений, свойственных людям, одержимым наследственным бредом,-  говорит Колен, - самым характеристичным является мистический бред,  или, если дело ещё не дошло до бреда, то постоянное поглощение больного  мистическими и религиозными вопросами, его чрезмерная набожность» и т. д.

Я здесь воздержусь от выдержек и примеров. Впоследствии, когда я буду  говорить о мистической поэзии и искусстве, мне представится случай показать  читателю, что между этими течениями и религиозным бредом, наблюдаемым  почти у всех психопатов и людей, одержимых наследственным помешательством,  нет никакой разницы».

Я перечислил все характеристические признаки вырождения».

Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 35-36.

 

Мистицизм – признак вырождения по Максу Нордау

Качества настоящей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру