«Отвергнув кантовское учение о категориях, подобно тому как он отверг учение Аристотеля, я хочу предложить третий путь для достижения поставленной цели. То, что оба они искали под наименованием категорий, несомненно представляет собой самые общие понятия, под которые можно было бы подвести все вещи, сколь бы различны они ни были, посредством которых можно было бы в конечном итоге мыслить все существующее. Именно поэтому Кант считал их формами мышления,
Грамматика относится к логике, как одежда к телу. Не заключены ли поэтому эти наивысшие понятия, этот генерал-бас разума, который служит основой всего более частного мышления и без применения которого поэтому мышления невозможно, - не заключены и они в таких понятиях, которые именно вследствие своей необычайной общности (трансцендентности) находят своё выражение не в отдельных словах, а в целых классах слов таким образом, что при каждом слове, каким бы оно ни было, вместе с ним мыслится и одно из этих понятий, и не надо ли поэтому искать их обозначение не в лексике, а в грамматике? Не идёт ли речь в конечном итоге о тех различиях понятий, вследствие которых выражающее их слово есть существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, короче говоря, partes orationis? Ибо не подлежит сомнению, что части речи обозначают формы, которые прежде всего принимает мышление и в которых оно непосредственно движется; поэтому-то они и представляют собой существенные формы языка, основные элементы каждого языка, и нельзя мыслить ни один язык, который не состоял бы по крайней мере из существительных, прилагательных и глаголов. Этим основным формам следовало бы подчинить те формы мышления, которые выражаются флексией первых, т. е. посредством склонения и спряжения, причем, по существу, безразлично, прибегать ли в их обозначении к артиклю или местоимению. Однако рассмотрим это подробнее и поставим вновь вопрос: что такое формы мышления?
1) Мышление всецело состоит из суждений, суждения - нити всей его ткани. Ибо без использования глагола наше мышление не сдвинется с места, а используя глагол, мы выносим суждение.
2) Каждое суждение состоит в познании отношения между субъектом и предикатом, которые оно разъединяет или соединяет с рядом ограничений. Суждение соединяет субъект и предикат, начиная с познания действительного их тождества, что возможно только при взаимозаменяемых понятиях, затем в познании, что одно всегда мыслится в другом, но не наоборот, - в общем утвердительном предложении; и наконец, в познании, что одно иногда мыслится в другом - в частном утвердительном предложении. Обратным ходом идут отрицательные предложения. Таким образом, в каждом суждении должны быть субъект, предикат и связка, утвердительная или отрицательная; каждая из этих частей речи может и не обозначаться особым словом, хотя большей частью обозначается. Часто одно слово обозначает предикат и связку, например: «Кай стареет»; иногда одно слово - все три, например в слове concurritur, т. е. «войска переходят к рукопашному сражению». Из этого ясно, что формы мышления не следует искать прямо и непосредственно в словах и даже в частях речи, так как одно и то же суждение может быть выражено в разных языках, и даже в одном языке, различными словами и различными частями речи, но при этом мысль остается той же, следовательно, той же остается и её форма, либо мысль не могла бы остаться той же при изменении формы самого мышления. Но словесное выражение может быть при одинаковой мысли и одинаковой её форме различным, ибо оно - лишь внешнее облачение мысли, которая неотделима от своей формы. Следовательно, грамматика объясняет лишь оболочку форм мышления. Поэтому части речи могут быть выведены из первоначальных, независимых от языков форм мышления: выражать эти формы со всеми их модификациями и есть их назначение. Они - орудие этих форм, их одеяние, которое должно точно соответствовать их строению, чтобы его можно было узнать по нему.
3) Эти действительные, неизменные, изначальные формы мышления в самом деле находятся в кантовской логической таблице суждений; однако в ней в угоду симметрии и таблице категорий сделаны также и глухие окна; их надо отбросить, как неправильный порядок расположения.
Следовательно, порядок должен быть таков:
а) Качество: утверждение или отрицание, т. е. соединение или разъединение понятий: две формы. Зависит от связки.
в) Количество: понятие субъекта берётся полностью или частично: целокупность или множественность. К первой принадлежат и индивидуальные субъекты: Сократ означает: «Сократ в целом». Следовательно, только две формы. Зависит от субъекта.
c) Модальность: имеет действительно три формы. Она определяет качество как необходимое, действительное или случайное. Зависит, следовательно, также от связки.
Эти три формы мышления происходят из законов мышления - закона противоречия и закона тождества. Но из законов основания и закона исключительного третьего следует:
d) Отношение: выступает тогда, когда выносится суждение о готовых суждениях, и может состоять только в том, что указывает либо на зависимость одного суждения от другого (и во множественном числе обоих), следовательно, соединяет их в гипотетическом предложении, либо на то, что суждения исключают друг друга, следовательно, разъединяет их в дизъюнктивном предложении. Отношение зависит от связки, которая разъединяет или соединяет готовые суждения.
Части речи и грамматические формы представляют собой способы выражения трёх составных частей суждения, следовательно, субъекта, предиката и связки, равно как и возможных их отношений, т. е. перечисленных выше форм мышления и ближайших их определений и модификаций. Существительное, прилагательное и глагол - поэтому существенные основные элементы языка вообще и обязательно встречаются во всех языках. Однако можно представить себе язык, в котором прилагательное и глагол слиты, как это иногда бывает во всех языках. Предварительно можно сказать: для выражения субъекта предназначены существительное, артикль и местоимения; для выражения предиката - прилагательное, наречие и предлог; для выражения связки - глагол, который, однако, во всех случаях, за исключением esse, содержит и предикат. Подробному механизму выражения форм мышления должна учить философская грамматика, операциями же самими формами мышления – логика».
Артур Шопенгауэр, О четверояком корне... Мир как воля и представление, том 1. Критика кантовской философии, М., «Наука», 1993 г., с. 558–561.