«Наибольшей оригинальностью отличается учение Гераклита о противоположностях.
В нём Гераклит подводит итоги учению Ксенофана. Уже Гегель и Лассаль доказывали, что центр философии Гераклита - тождество противоположностей, однако само последнее положение понималось ими не вполне верно, так как они видели здесь «объективную диалектику», о которой у Гераклита не может быть и речи. В новейшее время с большим мастерством доказывают, что единство противоположностей образует центр философии Гераклита […]
Людям кажется, будто существует множество вещей, независимых друг от друга, взаимно противоположных и борющихся между собой. На самом же деле, всё - едино.
Истинное познание противоположно «многознанию» […] так как оно есть знание единого (единства, лежащего в основе многих вещей). Никто из древних мыслителей не дает столь сильно почувствовать единство вселенской жизни, как Гераклит. В этом свете должно понимать и его учение о совпадении противоположностей. Гераклит говорит, что противоположности не только сосуществуют, не только неразрывно связаны и взаимно обуславливают друг друга, - они тождественны. Учение о совпадении противоположностей, прежде всего, касается основных понятий: всё тождественно и не тождественно, всё пребывает и всё течет.
Мысль Гераклита любит сопоставлять противоположные понятия из самых разнообразных областей, он подчёркивает противоположности, но лишь для того, чтобы тем сильнее дать почувствовать их единство (смерть и жизнь, смерть и бессмертие, добро и зло и тому подобные пары противоположностей-тождеств)».
Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с. 239-240.