Методика логического исчисления структуры текстов по А.А. Зиновьеву

«Он много размышлял о том, как научиться высвечивать внутренний «логический скелет» тех или иных литературных, научных, философских сочинений.

В том числе старинных. Как описать «логический костяк», на который «нанизаны», например, произведения Аристотеля, Платона, средневековых философов? Выделение такой «логической матрицы» позволило бы представить структуру литературного или философского произведения в виде графа, то есть набора «вершин», соединённых «рёбрами» (отрезками).

В образном выражении Александра Александровича, желательно было бы взглянуть на философский или социологический текст как на ветвистое дерево, украшенное пышной кроной. Первое впечатление от произведения (часто внешнее и поверхностное) даёт именно эта «лиственная крона». Однако она зыбка, колышется на ветру и существует лишь потому, что в её основе находятся ствол и ветви.

Убрав крону, мы обнажаем тот «скелет», на котором зиждется произведение.

В качестве «вершин графа», то есть основных структурных блоков, Александр Александрович предполагал взять многочисленные логические понятия, категории, формулы, выработанные в процессе развития философии и употреблённые в анализируемом тексте.

Ведь каждый философ, создавая свой труд, оперирует устоявшимися понятиями, принятыми в eго научном кругу и позволяющими разным учёным общаться друг с другом.

Далее, в качестве «отрезков-рёбер», соединяющих «вершины графа», Александр Александрович мыслил взять логические связи (связки), которыми пользуется данный автор, чтобы сформулировать и развить свою логику, вывести из посылок следствия. Список таких логических связей (переходов) в общем-то известен и может быть формализован, перечислен.

В результате рассматриваемый философский текст того или иного автора представляется в виде графа, то есть как набор некоторых «вершин», соединённых связями-«рёбрами».

Образно говоря, «логика течёт вдоль рёбер» этого графа.

Другое представление «логического потока» можно мыслить, как говорил Александр Александрович, в виде логической матрицы, таблицы. По строкам и столбцам следует отложить логические понятия, встретившиеся в данном произведении, а те пары понятий, которые оказались участвующими в той или иной логической формуле (переходы, связи), нужно отметить числом, стоящим на пересечении данного столбца и данной строки. Величина числа может указывать на характер данной связи: сильная, слабая и т. п.

Итак, получается «логический скелет», или «логичсский портрет» рассматриваемого текста.

Ясно, что для paзных произведений одного автора, а тем более для разных авторов, это «логическое дерево связей» может быть различно.

Следующая мысль Александра Александровича состояла в том, что произведения, созданные одним автором и, более того, даже разными авторами, но творившими и рамках одной и той же философской школы, должны быть «в среднем» похожи друг на друга. Точнее, их «логические матрицы» должны быть в определённом смысле близкими.

Если это действительно так, философия получила бы в свои руки новый мощный инструмент анализа многочисленных философских произведений, как древних, так и современных. Открылась бы возможность сравнивать их друг с другом, выделять близкие, далёкие и т. п. В частности, можно было бы обнаруживать плагиат. Или устанавливать авторство того или иного недавно открытого, но ранее неизвестного старого философского текста. Конечно, здесь не обойтись без обширного вычислительного эксперимента с конкретными произведениями».

Фоменко А. Т., Фоменко Т. Н., Зиновьев фонтанировал искромётными идеями,  в Сб.: Александр Александрович Зиновьев: опыт коллективного портрета / Авторы-составители: О.М. Зиновьева и О.Г. Назаров, М., «Канон+», 2013 г., с.. 247-248.