Педагоги-новаторы в СССР

«По инициативе В.Ф. Матвеева, главного редактора «Учительской газеты», издания, активно выступавшего с новаторских позиций за действительную перестройку и демократизацию отечественного образования, в подмосковном посёлке Переделкино была организована двухдневная творческая встреча группы передовых педагогов.

Назовём их поименно: это - учитель начальных классов школы № 587 г. Москвы Софья Николаевна Лысенкова; учитель математики и физики школы № 5 г. Донецка Виктор Фёдорович Шаталов; учитель труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области, кандидат педагогических наук Игорь Павлович Волков; старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН СССР Михаил Петрович Щетинин; учитель русского языка и литературы школы № 307 Евгений Николаевич Ильин; профессор, доктор психологических наук, директор научно-производственного педагогического объединения в г. Тбилиси Шалва Александрович Амонашвили; директор школы № 825 г. Москвы Владимир Абрамович Караковский и тогда уже известные всей стране по документальным фильмам и своим книгам многодетные родители, мастера семейного воспитания супруги Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины.

К этой группе причисляли также известного ленинградского учёного профессора Игоря Петровича Иванова, который на протяжении без малого сорока лет разрабатывал идеи педагогики сотрудничества. Итогом встречи стала подготовленная учителями-экспериментаторами статья под названием «Педагогика сотрудничества», опубликованная в «Учительской газете» 18 октября 1986 г. Эту дату и принято считать хронологической точкой отсчета движения педагогов-новаторов, а сама статья стала именоваться в прессе не иначе как «Переделкинский манифест». […]

Вместо демагогического и расплывчатого «всестороннего развития личности», которое невозможно измерить, ими была предложена идея разностороннего развития личности, которая позволяет выявлять содержание личности. Уточнение цели образовательной работы значительно конкретизировало сам объект приложения педагогических усилий.

Идея личностного подхода. Педагоги-новаторы были убеждены в необходимости личностного, а не индивидуального подхода. […]

Идея развития творческих и исполнительских способностей. Нередко встречаемая в школе ориентация лишь на исполнительские способности глушит в человеке главное - его способности к творчеству, самостоятельность мысли. Нередко самые способные в творческом отношении ученики оказываются в «худших», поскольку они-де не в ту сторону «закруглили палочку» (на уроке чистописания).

Идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать при этом уверенность, что цель будет непременно достигнута, тема будет хорошо изучена. Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности.

Идея опоры. Не сговариваясь друг с другом, педагоги-новаторы пришли к идее опоры: опорный сигнал у В.Ф. Шаталова,    схемы С.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого поведения (И.П. Иванов), опорная деталь у Е.Н. Ильина. Формы опор самые разные, но общий принцип един: они позволяют даже слабому ученику отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока. Перед ним должна быть опора. […]

Идея свободного выбора. Для того чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш.А. Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей, какую задачу решать. В.Ф. Шаталов задаёт ученику избыточное количество задач и оставляет за ним право самому решать, какие решать. […]

Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, проще выделить ведущую мысль и показать её ученикам. Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена и ученик не боится, что он не поймёт её и отстанет».

(Большинство названных выше идей, увы, оказалась декларативны – Прим. И.Л. Викентьева).

Помелов В.Б., Сто великих педагогов, М., «Вече», 2018 г., с. 409-412.

 

ТРИЗ в школе – интервью И.Л. Викентьева.

Познякова Л.И., Почему мы проиграем Китаю или Патологическая «творческая слепота».