Профвредности, как Внутренние обстоятельства
Эффекты ослабления творческой деятельностиЭффекты, которые скорее ведут к ослаблению творческой деятельности…
X
Профвредности, как Внутренние обстоятельства
Эффекты ослабления творческой деятельностиЭффекты, которые скорее ведут к ослаблению творческой деятельности…
X
Помимо расхожей формулировки о «творческом горении гения», есть и другой смысл этого выражения – сверхсильная творческая увлечённость ведёт к неадекватным, а иногда и трагическим взаимоотношениям личности с собой и с внешней средой. Вот как об этом пишет академик Н.П. Бехтерева:
«В тех науках, где для открытия недостаточно школьного и вузовского объёма знаний, где, как правило, важнее всего накопление личного опыта, собственные цели, если это не были цели чисто служебной лестницы, поначалу завышенные, нередко потом сжимались под давлением реальности до выполнения чисто конкретных задач. И если не двигали вперёд человека матрица памяти, талант и честолюбие (помните: «Князь Андрей был честолюбив...» - Л.Н. Толстой), не поддерживала врождённая и приобретенная стойкость... ну, дальше продолжать не надо.
Наконец-то появилось у меня в тексте слово «талант», творческие способности учёного! Что он делает со своим хозяином и с обществом (если реализуется)? Не буду распространяться об обществе.
По-разному в разные эпохи, в разных условиях, но талант учёного, за редким исключением, вносит в историю свою страничку, прочтение которой обществом иногда, к сожалению, запаздывает на поколения и эпохи. А с обладателем таланта? Конечно, проявиться художественной склонности легче, чем научной. Маленький ребёнок начинает рисовать на песке, на клочке бумаги, напевать, всё это многократно прослежено и известно до тривиальности. Талант как бы говорит сам за себя, проявляется, требует выхода.
Принципиально то же происходит с любой формой одарённости, сколь рано или сколь поздно бы она ни проявлялась. Настоящую, естественную одарённость, а не её воспитанный, скажем так, суррогат, или вариант, проявленный воспитанием, очень трудно «затормозить», спрятать (См., например, выводы о творческих личностях Фрэнсиса Гальтона – Прим. И.Л. Викентьева). Она (он - если талант), опять повторяю, требует самовыражения, как бы живёт своей жизнью, одновременно зависимой и не зависимой от носителя этой одарённости. Причём требует не только выхода, но и постоянного труда. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость - важнейшие условия для полной реализации таланта. Я всё это подчеркиваю потому, что большой талант, большая одарённость, как известно, могут приводить к «самосожжению», «самопожиранию», «самоистреблению». И особенно это характерно для вершинной одарённости - гениальности, хотя это и не абсолютная закономерность.
Я только что говорила о реализации личности вне зависимости от социальных условий, более общих, чем семья в обществе, детский дом в обществе, личность в обществе. Упоминаю здесь об этом не для того, чтобы развить эту тему, а для того, чтобы отмежеваться от неё. И совершенно не потому, что не считаю её важной. Она - наиважнейшая, определяющая, причём в своих экстремальных вариантах она оказывается доминирующей, и внесение каких-либо коррективов на любом другом уровне становится просто невозможным. Дело в том, что много лучше меня это обычно делают писатели и некоторые историки, и дай Бог им в этом удачи! Каждому своё. А вот небольшие экскурсы в условия противостояния личности разным сложностям жизни мне бы хотелось сейчас подытожить как физиологу, изучающему мозг человека».
Бехтерева Н.П., Магия мозга и лабиринты жизни, СПб, «Нотабене», 1999 г. с. 39-40.