Граница знания / незнания по А.Л. Шамису

Плохо ли отвечать не знаю?

Нет, не плохо.

Плохо - это абсолютная уверенность.

Существует рассказ о Сократе и его ученике.

Говорят, что ученик как-то сказал Сократу: учитель, почему Вы так часто говорите не знаю? Я, Ваш ученик, говорю не знаю гораздо реже. В ответ Сократ нарисовал два круга - большой и маленький и сказал: Внутри большого круга то, что знаю я, внутри маленького - то, что знаешь ты. На границе большого круга - то, чего не знаю я, на границе малого круга - то, что не знаешь ты. Как видишь, я не знаю гораздо больше, чем ты.

К кругам Сократа можно добавить следующую интерпретацию.

Внутри круга знания обладающего мозгом субъекта находится в основном целостная субъективная модель его мира. Модель строится в процессе прямого эксперимента, т. е. она отражает опыт взаимодействия с окружающей средой. Кроме того, если субъект - это человек, то значительная часть субъективной модели мира строится на основе уже имеющейся у него модели с добавлением информации, приобретаемой из книг, а также с помощью других людей, в том числе учителей или проповедников.

Информация, лежащая в круге знания, всегда неполна, неточна и субъективна. Поэтому этот круг можно назвать кругом субъективного относительного знания.

На границе круга знания лежит область относительного или актуального незнания. Это то, о чем можно сформулировать какие-то вопросы с использованием имеющегося знания. За пределами области актуального незнания лежит область абсолютного незнания, содержащая неизвестно что.

Пример. Электричество во времена Пушкина у всех людей лежало в области абсолютного незнания. Сейчас у студента Физтеха электричество частично лежит в области знания и частично в области актуального незнания. Правда, возможно, что для получения полной разгадки тайны электричества нужно заглянуть в область абсолютного незнания. Можно допустить, что в области абсолютного незнания может существовать что-то вполне материальное, но не просто пока еще неизвестное, а принципиально человеком непознаваемое. Такое допущение может отчасти примирить материалистов и идеалистов.

Пример. Может ли кролик получить хоть какое-то представление о поэмах Гомера? Нет, не может. Модель мира кролика (круг знания) не имеет и не может иметь никаких пространственных и смысловых пересечений с поэмами Гомера, лежащими для кролика в области абсолютного незнания и в подобласти непознаваемое.

Шамис А.Л., Модели поведения, восприятия и мышления, М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г., с. 12.


ВИДЕО VIKENT.RU: Творчество и ошибки Льва Толстого.