Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
«Обратимся опять к «законам» Дарвина о наследственности вообще, один из которых, как мы выше заметили, вполне применим и к психической наследственности.
Дарвин говорит, что когда известная особенность (психическая или физическая) развивается в животном по достижении им половой зрелости, т. е. в тот возраст, когда межполовые различия вполне установились, то она имеет тенденцию передаваться по наследству лишь тому полу, в котором она первоначально образовалась.
Человеческий ум, и вообще характер, достигает, как известно, своего полного развития в период от 25, 30 до40, 45 лет; однако есть некоторые психические свойства, которые обнаруживаются гораздо ранее полной зрелости.
Большинство знаменитых учёных и литераторов, государственных практиков и политиков в молодости были самыми обыкновенными людьми; нередко их считали даже совершенно ни к чему не способными, отъявленными лентяями или бездарными тружениками.
Но мало-помалу из этих лентяев и бездарных тружеников вырабатывались солидные учёные, талантливые писатели, замечательные общественные деятели. И не ранее как к 40 годам (и никогда почти раньше, как это доказали исследования Кетле) их ум или их характер достигают такой ступени развития, обнаруживаются вовне с такой полнотой, что их начинают выделять из окружающей их толпы посредственностей, что на них обращается внимание современников,- они становятся знаменитостями.
Напротив, если мы возьмём музыкантов, живописцев, поэтов, то мы увидим, что в большинстве случаев их таланты обнаруживаются очень рано: Гёте начал писать стихи с 6 лет; Гейне стал знаменитостью, когда ему было 28 лет; Корнель не достиг ещё полного совершеннолетия, когда уже обращал на себя внимание как драматический писатель; Шенье (оба брата) писали стихи на школьной скамье; «Часы досуга» («Hours of idleness») Байрона вышли в свет, когда их автору было 19 лет; 21 года он написал свои «English bards and Skotch reviewers», которые приобрели ему громкую славу; Чаусеру было всего 18 лет, когда он написал свою знаменитую «Court of Love»; Драйден в 17 лет сочинял уже прекрасные стихи; Гук в те же годы пользовался уже большой известностью; музыкальный гений Себастьяна Баха достиг своей полной зрелости, когда Баху было только 22 года; Бетховен в 13 лет начал печатать свои замечательные композиции; Владислав Дюссек, знаменитый пианист, имея всего лишь 5 лет от роду, весьма порядочно играл на фортепиано;
Гальтон упоминает в своей книге о биографическом списке современных знаменитостей («Men of the time»), вмещающем в себе 2500 имён. «Перелистывая эту книгу,- говорит он, - я был удивлён, какое огромное число этих «Men of the time» переступило уже за 40 лет. По-видимому, чтобы достигнуть сколько-нибудь значительной известности, человек должен прожить по крайней мере 50 лет - только тогда его оценят по достоинству» («Hereditary Genius», p. 8).
Мейерберу было 9 лет, когда он уже считался лучшим пианистом в Берлине; четырёхлетний Моцарт своей игрой приводил в восторг слушателей, а когда ему было 6 лет, он уже сочинял весьма серьёзные вещи; Алегри (Кореджио), Санцио (Рафаэль), Вечели (Тициан) обнаружили свой удивительный гений в такие ранние годы, когда детей только что начинают обучать грамоте, - они сделались знаменитостями прежде ещё, чем у них стала пробиваться борода; Рюисдаль в 14 лет писал картины, обращавшие на себя всеобщее внимание; Франческо Маццуоли, знаменитый колорист, о котором говорили, «что в него вселилась душа Рафаэля», в 16 лет возбуждал своими картинами удивление современных ему художников, и т.д.
Мы могли бы исписать подобными примерами целые страницы, но полагаем, что и указанных фактов вполне достаточно для подтверждения нашей мысли: таланты художника проявляются и развиваются в человеке гораздо раньше, чем таланты мыслителя и практического деятеля, - первые почти всегда предшествуют половой зрелости, тогда как вторым она предшествует».
Ткачёв П.Н., Роль психической наследственности («The heredity, as the principle psychological, by J. Devies». New York, 1878) / Сочинения в 2-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1976 г., с. 428-429.