Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Применение S-образных моделейПрименение S-образных моделей
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Применение S-образных моделейПрименение S-образных моделей
X
«Имеет место гегелевская триада: тезис - жизнь, антитезис - жертва, синтез - культура. […]
Наступает время построения того, за что отдана жизнь. Сократ пожертвовал собой, а Аристотель предпочёл покинуть Афины. Христос был распят, а Пётр трижды отрёкся от него. Бруно сожгли, а Галилей отказался от своих убеждений. В период культурной революции преобладает борьба. Революция требует жертв и гонения на другие отрасли культуры ведут к уменьшению культурного разнообразия.
На синтезирующем этапе развития культуры, который можно назвать нормальным (по аналогии с нормальным периодом развития науки, по
Т. Куну), разнообразие культурной системы начинает увеличиваться.
В целом, процесс развития культуры напоминает введённый в социологии П.А. Сорокиным закон стратификации, в соответствии с которым в нормальный период развития общества расслоение увеличивается.
Назовём аналогичный закон культурологии законом культурной стратификации (можно также использовать понятие культурной пирамиды). Основу стратификационного усложнения культурной пирамиды составляет то, что творчество представляет собой процесс создания новых связей.
Синтез, в свою очередь, подрывает господство данной отрасли культуры и приближает точку бифуркации и следующую культурную революцию. Создателей новых отраслей культуры (Сократ, Христос) убивали, осуществлявших культурный синтез (Овидий, Данте) чаще изгоняли, но они не были лишены возможности выполнить свое предназначение, так как для синтеза требуется время.
Продолжим аналогию между развитием культуры и экосистемы. Каждая отрасль проходит свой цикл (аналог экологической сукцессии). Как в экосистеме вид создаёт условия, благоприятные для существования другого вида, давая ему дорогу (анаэробные бактерии, продуцируя кислород, создали кислородную атмосферу и условия для аэробной жизни), так в культуре одна отрасль создает учреждения, которые затем выступают против неё (созданные католическим духовенством университеты вскоре стали его противниками).
В итоге имеем спираль развития:
жертва — развитие данной отрасли культуры — её доминирование — подмена — жертва.
Жертва - революционный момент в развитии культуры, синтез - момент нормальный. За ним следует подмена. […]
За великими жертвами стоят великие подмены: за Сократом - Марк Аврелий, за Христом - римский папа Борджиа, за Руссо - Робеспьер и т.д. Таков ритм развития духовной культуры, которое необратимо, поскольку закон необратимости эволюции, сформулированный в палеонтологии, универсален, а стало быть приложим и к сфере культуры.
Подмены в культуре происходят потому, что культура не может развиваться по принципу власти, а «становясь главенствующей» она получает власть.
«Всякая идея утрачивает свою чистоту, лишь только она обнаруживает стремление осуществиться. Тут никогда нельзя добиться успеха без некоторого трения, от которого страдает чуткая душа» (Ренан Э., Жизнь Иисуса. М., 1990 г., с. 188). Успех обманчив и приводит к подмене и поражению.
Слава ведёт в тупик, как писал В.И. Немирович-Данченко.
Подмены начинаются с момента достижения данной отраслью главенствующего положения (это свойственно, как считает П.А. Сорокин, и типам культур). Свидетельством начала подмены служит агрессивность. Какое искушение - господствуя, взяться за меч! Но «взявшим меч от меча и погибнет». Добровольная жертва - наиболее эффективное средство утверждения идеи, убийство - начало её подмены.
Став господствующей, отрасль поддаётся «соблазну физического насилия» […]
Становясь главенствующей, отрасль культуры привлекает к себе всё больше сторонников из нетворческого большинства, не столько из-за своих идеалов, сколько из-за положения, славы и власти, которые она дает. Это увеличивает опасность предательства и извращения целей данной отрасли. Конец очевиден. […]
Могут ли существовать подмены без жертв? Жертва является источником развития и даёт энергию, которая движет мир, а подмены стремятся его остановить. Можно привести аналогию с физическим законом инерции, который обобщил на биосферу В.И. Вернадский. Жертвенность создаёт энергию, которую гасит инерция подмен. […]
Первой подменой можно считать «первородный грех». Жертва Христа искупила его.
Жертва - это «жертва за грех» (Исход. 29:14). Жертва искупает подмены, в соответствии с принципом Тойнби: поражение священника (имеется в виду духовная подмена) - сигнал для пророка. […]
Почему нужно много отраслей и типов культуры и не происходит полной замены старого новым? Действует закон культурного разнообразия, который также аналогичен основному закону экологии, как закон жертвы - модели происхождения материи, предложенной Пригожиным, а закон подмены - закону роста энтропии.
Закон жертвы ответственен за становление нового, закон разнообразия - за сохранение старого, закон подмены - за смену отраслей.
Если бы не было подмены, не было бы потребности в обновлении; если бы не было жертв, не утверждалось бы новое; если бы не было разнообразия, старое погибало бы».
Горелов А.А., Лекарство от бессмысленности. Духовность. Целостность. Индивидуальность, М., «Летний сад», 2013 г., с.
217-221.