Изучение смерти по А.П. Лаврину

«Существует специальная наука, изучающая смерть - танатология.

Но танатологи трактуют свою задачу достаточно узко - в основном с позиций биологии, медицины. Между тем, смерть такое же комплексное, системное явление, как и сама жизнь. (Кстати говоря, почему-то не существует науки, изучающей жизнь в целом, - виталогии.) Вот почему мы вправе говорить о необходимости панорамного изучения феномена смерти.

Приведу лишь несколько «проклятых» вопросов, которыми набита тема смерти, как улей пчёлами.

Предопределён ли срок смерти человека и, если предопределен, можно ли его предсказать?

Почему нормальные люди становятся убийцами?

Можно ли научным путём доказать бессмертие души?

Если существует Бог, то почему он допускает, чтобы умирали невинные дети? (Вопрос из «Братьев Карамазовых».)

Существует ли надежда сделать бессмертным человеческое тело?

И так далее.

Каждый из этих вопросов жалит куда больнее, чем пчела, при этом вовсе не обещая, что наши душевные страдания вознаградит мёд ответов.

Да и можно ли получить точные ответы на «проклятые» вопросы? Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся, с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой - выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть - в силу примитивности нашего научного знания - лишь делом веры. Не обладая такой верой, я не мог бы иметь непоколебимо твёрдого убеждения в самостоятельной ценности знания».

Пожалуй, я не столь самоуверен, как Эйнштейн, и всё же, подобно ему, склоняюсь к мысли о самоценности познания. Быть может, прав Платон - идеи и мысли бессмертнее нашего сознания и будут звучать в мировом эфире, когда и следа не останется от человеческого пребывания на планете по имени Земля. Вот почему наши дерзновения, наши попытки отнять у богов огонь, вкусить плоды с древа познания - это не прихоть человека, а великий закон жизни.

Ведь яростное стремление к постижению новых смыслов бытия существовало и будет существовать независимо от того, какое знание обретает человечество в ходе своей эволюции. Даже если это знание чревато смертельной опасностью  - всё равно страх отступает перед жаждой исследования и понимания мира. Вот почему знание, мысль, идея сильнее смерти.

Парадоксальный иронический поэт Николай Олейников когда-то написал:

Живи, любимая, живи, отличная...
Мы все умрём.
А если не умрём, то на могилу к вам придём.

Вот блестящий пример нормального отношения к смерти! Смерть есть данность, и надо воспринимать её как таковую.

А всё прочее - от лукавого».

Лаврин А.П., Хроники Харона: энциклопедия смерти, Новосибирск, «Наука», 1995 г., с. 7.