Развитие умения сосредоточиться, сконцентрировать внимание

«- А нож, он что, вилкин муж? - спрашивает за завтраком малыш.

- Не вертись за столом. И ешь быстрее, а то в сад опоздаем! - прикрикивает на «почемучку» строгая мама. И он неохотно снова поворачивается к тарелке.

А мама раздражена. Ведь бесконечные «почему» подстерегают её на каждом шагу. И какие! Ей бы ничего подобного в голову не пришло. Но давайте и мы спросим: а почему? Почему нам, взрослым, не хочется ежеминутно задавать подобные вопросы? И почему такая неутомимая жажда познания у детворы?

Великий физиолог Иван Павлов назвал это врождённое свойство человека рефлексом «что такое?». Именно оно позволяет маленькому исследователю уже к 5-6 годам концентрировать внимание, сосредоточиваться? Существуют ли для этого эффективные методы? Да. Но чтобы овладеть ими, вы должны чётко понять: вам это необходимо. К сожалению, такое понимание зачастую приходит слишком поздно, когда на столе работы непочатый край, а вам никак не начать, не сосредоточиться!

Что же делать?

Можем ли мы управлять собой? Несколько лет назад учёные обнаружили удивительное явление. Испытуемому с подсоединённым к голове датчиком предлагали добиться, чтобы зазвенел звонок.

Сначала люди не понимали, чего от них хотят, удивлялись. Но настраивая себя на различные состояния, однажды случайно добивались звонка. Второй раз прийти к нему было уже несколько проще. А через некоторое время к «пойманному» состоянию приходили уже без особого труда - оно запомнилось очень хорошо.

Следует отметить один существенный момент: каждый испытуемый для достижения цели (звонка) находил различные способы. Каждый шёл к этому совершенно индивидуально (напрягался, выбирал определённую позу и т. д.), хотя задача была у всех одинаковая, к примеру, поднять артериальное давление. Поэтому общих рекомендаций в этом случае дать нельзя. Единственный совет: ищите себя!

Этот пример я привёл для того, чтобы доказать: человек может управлять собой. Что, однажды найдя какое-то состояние (а нам важно, чтобы это был рабочий настрой), способен без труда к нему возвращаться. (Это типовая ошибка, характерная для психологов – так можно решать простейшие задачи первых уровней по классификации Г.С. Альтшуллера – Прим. И.Л. Викентьева).

Обычно вся наша энергия уходит на то, чтобы ощущать внешний мир.
На анализе своих внутренних состояний мы концентрируемся чрезвычайно редко, наивно полагая, что от нас в этой ситуации мало что зависит. Но это ошибка. Научившись концентрироваться на себе, мы научимся и управлять собой. […].

… например, Вас ждёт срочное дело, объём его велик. И нужно немедленно садиться писать. Но Вам кажется, что в голове нет ни одной оформленной мысли - только кусочки, клочки, которые никак не хотят соединяться в одно целое. Что делать? Садиться и писать. Писать любые строчки, отрывки, приходящие в голову. Пусть пока несвязно, пусть не совсем логично. Но останавливаться не нужно, и читать написанное пока тоже нежелательно - чтобы не испугаться своих путаных записей и не остановить процесс врабатывания.

Зато когда пройдёт двадцать-тридцать минут и работа будет в самом разгаре, можно посмотреть, что же у Вас уже получилось. Что-то поправить, от чего-то отказаться совсем, какие-то части поменять местами. Работа продолжается. И даже если ничего из написанного Вами в первые минуты потом не пригодится, время врабатывания не проходит даром. Оно настраивает на деловой лад».

Зимичев А.М., Учись учиться / Избранные произведения, СПб, Изд-во Центра политических и психологических исследований, 2008 г., с.457-458 и 470-471.