Вспоминает физик В.Л. Гинзбург: «На примере Ландау - это надо подчеркнуть ещё раз - мы убеждаемся, как много может сделать человек, посвятивший любимому делу всю свою жизнь, при этом он критически относился к «великим людям» в науке и был весьма самокритичен. Это проявлялось во многом. Например, Ландау ставил себя ниже «по классу», чем ряд других физиков своих современников. Здесь нужно объяснить, что у него была квалификационная шкала «по достижениям».
Классификация производилась по пятибалльной системе, причем в логарифмической шкале. Использовались десятичные логарифмы, т.е. физик класса 1 сделал в 10 раз больше физика класса 2 и т.д.
Пятый класс был отведен патологам, т.е. тем, чьи работы Ландау считал патологическими.
В этой шкале из физиков нашего века только Эйнштейн имел наивысший класс, т.е. отметку 0,5, Бор, Гейзенберг, Шрёдингер, Дирак и некоторые другие имели класс 1, а себя Ландау относил сначала только к классу 2,5 а потом перевёл в класс 2 и, кажется, наконец, в класс 1,5. К классу 1 был отнесён и де Бройль, что вызывало некоторые возражения, но Ландау был твёрд - наивысшее достижение де Бройля, пусть оно и не было подкреплено его дальнейшей деятельностью, действительно очень велико (речь идёт о волнах материи). В класс 1 был помещён и Р. Фейнман, […] который был моложе Ландау на 10 лет (В данной классификации, чем ниже номер класса, тем класс считается выше – Прим. И.Л. Викентьева).
В 1962 г. я встретил Фейнмана на конференции в Польше, он интересовался здоровьем Ландау после катастрофы, расспрашивал о нём самом (они никогда не встречались). В ходе разговора я упомянул, как высоко Ландау оценил результаты Фейнмана, ставил их выше своих собственных. Насколько помню, Фейнман несколько смутился и решительно заявил, что Ландау не прав.
Не в этом, конечно, дело, а сам Ландау с годами всё реже упоминал свою классификацию, трезво к ней относился. Замечу, что из всех, кого я сам встречал, никто не походил на Ландау больше, чем Фейнман. Это касается многого: научного стиля, некоторых манер и личных черт, увлеченности педагогическими идеями. Таланты ведь бывают весьма разными, например, Бор и Ландау прямо полярные противоположности. В то же время, как мне кажется, таланты Ландау и Фейнмана одного типа, они и люди родственного типа, их близость кажется мне прямо генетической. Конечно, различия тоже очень велики, сказались также разная среда, другое воспитание. Как жаль, что два этих замечательных физика так никогда и не встречались. Прямо горько думать об этом «характерном продукте» нашего прошлого».
Майя Бессараб, Лев Ландау, М., «Октопус», 2008 г., с.240-241.
Оценки числа творческих личностей