Психологические / психические новообразования по Л.И. Анцыферовой

«Положение о том, что каждая стадия развития личности характеризуется особыми психологическими новообразованиями, новым принципом функционирования, означает, что все, в том числе самые ранние, стадии развития психики имеют непреходящее значение для полноценного формирования личности, для всей её последующей судьбы.

С этой точки зрения процесс развития личности необратим. Из этого тезиса, однако, отнюдь не следует, что сформировавшееся на ранних стадиях онтогенеза свойство личности не может быть радикально переделано на последующих этапах развития или даже вновь воспитано. Наоборот.

Многочисленные исследования позволяют сделать оптимистический вывод об огромных возможностях преобразования, перевоспитания личности, предупреждения формирования нежелательных её свойств. И всё же процесс развития личности необратим. Парадокс этот находит своё разрешение в положении о том, что одни и те же черты личности, но сформированные на разных стадиях развития личности или возникающие в результате перевоспитания личности, по своей психологической структуре будут значительно отличаться друг от друга. Будут иными и условия их формирования, и механизмы функционирования.

Исследования убедительно показывают, что новообразования каждого уровня, каждой стадии развития личности продолжают развиваться и формироваться, включаясь в состав последующей стадии или более высокого уровня развития. (Они могут, разумеется, также деформироваться и заменяться иными.)

Так, например, качества общительности, эмпатии, доверительного отношения к миру, сформировавшиеся в первые три года жизни ребёнка, продолжают развиваться в психологической структуре личности в последующие годы, они начинают регулировать более сложные формы поведения, возникающие в ходе общения ребёнка со всё более широкими социальными группами.

Становясь основой новых психологических образований, ранее сформированные свойства личности преобразуются под влиянием этих последних, приобретая системные качества более высоких уровней личностного развития. При этом меняется и качество целостного формирования личности.

Принцип непреходящего значения и в то же время качественного преобразования и обогащения психологических стратегий, тактик и свойств личности в составе высших уровней развития позволяет обосновать структурно-уровневую концепцию психологической организации личности.

Представления об уровневой организации личности являются составной частью многих теорий личности, в том числе психологических.

Выделяют произвольный и непроизвольный уровень деятельности личности, говорят о бессознательном, предсознательном, постсознательном и сознаваемом уровнях её функционирования. В обосновываемой концепции анализ ведётся в ином аспекте. В ней предлагается решение вопроса о том, как связаны друг с другом онтогенетические стадии или уровни развития личности с психологической организацией личности. Выдвигается предположение о том, что пройденные личностью стадии развития постепенно складываются в иерархическую организацию, в составе которой позднейшие психологические новообразования, стратегии и тактики не отменяют, но качественно видоизменяют - обогащают, ограничивают, регулируют, подчиняют себе образования более ранних стадий и уровней через включение их в новые системы психологических отношений личности к миру, в новые жизненные позиции.

Идея о том, что у взрослого человека каждая из пройденных им онтогенетических стадий соответствует определённому уровню в иерархии его поведения, была разработана Ж. Пиаже применительно к развитию интеллекта. Критикуя её, С.Л. Рубинштейн убедительно доказал, что положение Ж. Пиаже не учитывает факта качественного преобразования генетически позднейшими и более сложными уровнями предшествующих, более простых. […]

Изучение типологии психологических жизненных стилей - важная проблема психологии личности. В литературе существуют описания по крайней мере двух таких типов - способствующих и препятствующих полноценному и гармоничному развитию личности.

Приведём лишь несколько характеристик первого. Он отличается творчеством, созидательностью, реализующейся без чрезмерных, истощающих усилий со стороны индивида.

Общение с другими осуществляется легко, оно не затруднено повышенной уязвимостью, обидчивостью, боязнью критики. Такая личность не боится пересматривать, корректировать свои жизненные планы и перспективы. Оценки других и мнения воспринимаются адекватно и сопоставляются с собственными. Отсутствует амбивалентность в чувствах по отношению к окружающим.

Такая личность чувствует себя ответственной за собственную жизнь, которая воспринимается индивидом как результат его свободного выбора. Многие другие психологические характеристики таких личностей выявлены Маслоу в его исследовании так называемых самоактуализирующихся личностей.

Иными, порой противоположными чертами характеризуется психологический стиль жизни, который нередко называют невротическим. Личность, живущая таким стилем, воспринимает свои планы и проекты как навязанные извне и их осуществление не воспринимается как личная необходимость. За свою продуктивность она платит дорогой ценой. Препятствием для реализации горячо желаемых целей выступает высокая уязвимость, неумение строить отношения с окружающими.

Боязнь неуспеха преобладает над желанием успеха. В своей жизнедеятельности такая личность постоянно прибегает к разным формам психологической защиты. Собственные мнения и проекты она утверждает, только обесценивая мнения других людей. Постоянная психическая напряжённость, неуверенность в себе препятствуют полноценному развитию личности и актуализации всех её возможностей.

Разные психологические стили жизни проявляются и в профессионально-трудовой жизни, и в семейных отношениях, и в самом широком общении с окружающими. Эта проблема типологии психологических способов осуществления образа жизни совсем не разработана, а между тем в комплексе проблем, касающихся психологии развития личности, она занимает немаловажное место. Важно при этом подчеркнуть, что психологические механизмы, психологические стратегии и тактики образа жизни индивида отнюдь не являются имманентно присущими человеку. Они формируются, складываются и закрепляются в процессе индивидуальной жизнедеятельности, которая представляет собой индивидуальную форму реализации образа жизни людей в определенных конкретно-исторических условиях.

С этой точки зрения постулируемая, например, Маслоу потребность в самоактуализации, в творчестве, потребность реализовать все свои потенции является продуктом социального отношения индивида к обществу, ответом индивида на требования общества.

Однако не всякое общество требует от каждого индивида самоактуализации и обеспечивает для этого условия. Лишь социалистическое общество впервые выдвинуло в качестве социальной задачи положение о необходимости полной самоактуализации своих членов («от каждого по способностям») и создало возможности для его воплощения в жизнь».

Анцыферова Л.И., Некоторые теоретические проблемы психологии личности, журнал «Вопросы психологии», 1978 г., N 1 с. 41-42 и 45.

 

Новообразования в эволюции по И.И. Шмальгаузену

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»