Порядок мира по Баруху Спинозе

«Наиболее обобщенно взгляды Спинозы выражены в его главном труде «Этика». Он сформулировал восемь положений, позволяющих, по его мнению, уяснить вечный порядок мира.

1. Причина самого (самой) себя. Под причиной самого себя я разумею то, существо чего включает в себя существование, или то, природа чего может быть постигнута лишь как действительная (существующая).

2. Понятие конечного существа. Конечно то, что ограничивается чем-либо иным, ему подобным.

3. Субстанция. Субстанция есть то, что есть и постигается через самое себя, то есть, чтобы быть постигнутым, не нуждается в понятии другого существа.

4. Атрибут. Атрибут есть то, что разум познает как существенную принадлежность субстанции.

5. Модус. Модус есть то, что существует не в субстанции, а в чем-либо ином и постигается через иное.

6. Бог есть абсолютно бесконечное существо, т.е. субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

7. Понятие свободы. Свободно то, что существует в силу простой необходимости своей природы и определяется к действию самим собою. Наоборот, необходимо то, что определяется чем-либо иным к такому или иному бытию или действию. (То есть, Спиноза отрицает свободу, целевые понятия или конечные причины, утверждает непрерывно действующую причинность).

8. Понятие вечности. Вечно то, что постигается как необходимое следствие из простого определения вечного существа.

Итак, утверждает Спиноза, Бог - субстанция. Субстанция есть причина самой себя (causa sui). Субстанция вечна, ничем не ограничена, бесконечна. Субстанция одна; если бы их было несколько, они ограничивали бы друг друга. Из неограниченности Бога следует его единичность. Бог совершенен. Бога невозможно четко определить, ибо всякое определение есть отрицание, есть граница. Следовательно, Богу присущи все предикаты, которые выражают сущность бытия (иначе природа Бога была бы ограниченной и несовершенной). Будучи абсолютно бесконечным существом, Бог не может ни пребывать на небе в одиночестве, ни жить на Олимпе или пантеоне в сообществе  с себе подобными».


Бессонов  Б.Н.,  Философские портреты, Омск,  ОГУ, 2013  г.,  с. 32-33.