Свобода воли по Баруху Спинозе

«В 1670-м г. Спиноза анонимно опубликовал свою первую работу «Богословско-политический трактат».

В ней он отстаивал свободу мысли, право критиковать библейские основы веры, доказывал неправомерность всякой церковной власти; по его мнению, государство должно, обязано гарантировать свободу личным убеждениям, как религиозным, так и научным, и т.д.

Что касается позитивных воззрений на природу Бога, материю и т.п., то Спиноза выразил их следующим образом: Бог - не внешняя, но внутренняя, свободная и необходимая причина всех вещей. Все вещи живут и находятся в Боге. Своим критикам, утверждавшим, будто он отождествляет Бога и природу, Спиноза отвечает: если под природой понимать телесную материю, то мнение, будто я считаю Бога и природу одним и тем же существом, - ложно. Мир, природа - необходимое следствие деятельности Божества. Но я отрицаю происхождение мира, природы из акта воли Бога, аналогичной человеческой воле. Представлять Божественный Разум по аналогии с человеческим, только в увеличенном масштабе - нелепость. Совершенно также рассуждали бы треугольники и круги, если бы они могли говорить: Бог есть огромный треугольник, огромный круг. Не в догме и культе, не в чудесах и невежестве, а в мудрости учения, в справедливой и самоотверженной жизни обнаруживается истинная религия. В Иоанновом слове «мы пребываем Боге, а Бог - в нас» содержится сущность благочестия, плод Святого Духа и выражение истинной католической веры.

Истина, полагает Спиноза, - не дело выбора, а дело понимания, она уясняет самое себя, как уясняет и заблуждение. Кто выбрал веру, тот верит и надеется, что он нашёл лучшее. Напротив, кто ясно и отчётливо познает, тот считает свои убеждения не лучшими, чем убеждения других людей, а просто истинными, а противоречащие им - ложными. Поэтому, говорит он, я не утверждаю, что нашёл лучшую философию, но знаю, что познал истинную философию, и если меня спросят, как я могу быть в этом уверен, то отвечу: в силу той же уверенности, с которой познаешь, что три угла треугольника равны двум прямым, ибо истина уясняет одновременно и себя самое, и заблуждение.

В своём трактате Спиноза решительно отверг идею свободы воли.

По Спинозе, свободная воля как таковая - фикция; понятие истинной свободы совпадает с понятием внутренней необходимости; его противоположность есть детерминированность извне. Когда люди не знают детерминирующих причин, тогда они воображают, что действуют вообще без причины, по собственной воле; но, как очевидно, это - воображаемая свобода.

Если бы брошенный камень, сознавая свое движение, но игнорируя воспринятый толчок, мог говорить, он сказал бы: ничто не заставляет меня летать, я делаю это по собственному стремлению. Так именно грудной ребёнок относится к молоку матери, разгневанный человек - к мести, трусливый - к бегству; они воображают, что действуют свободно, потому что не знают, какими причинами обусловлены их влечения.

Точно так же пьяницы, болтуны и бредящие в лихорадке считают свои речи за деяния свободной воли, подчёркивал Б. Спиноза».

Бессонов  Б.Н.,  Философские портреты, Омск,  ОГУ, 2013  г., с. 30-31.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube