Формирование рабочей доминанты по А.Б. Залкинду

«...  превращение умственной работы в доминантный процесс великолепно реорганизует все психофизическое бытие организма: создаются иные, новые энергетические сочетания, обильно питающие заряженный на умственную работу мозговой участок.

Однако закон этот обладает и обратной силой. Если умственная работа не становится доминантной (по неумению или по непреодолимым объективным обстоятельствам), - энергетические ресурсы организма уплывают в иные, внетворческие и противотворческие области. Неиспользованное богатство мстит.

Взамен интеллектуально-творческой доминанты создаётся доминанта паразитарная.

Таким именно образом формируются преждевременные, «разбухшие» половые доминанты у детей, прозябающих в гнилых школах, с затхлой постановкой учёбы: переключение резервного, неиспользованного возбуждения из высоких мозговых участков (исследовательство, социальная активность и пр.) в низшие, - в данном случае - в половой канал. Таким же образом создаётся и переключение на обжорство: взамен творчества (если к нему плохо приучают) - на пищевкусовые процессы, и т.д., и т.д.

В области серьёзной умственной работы необходимо создавать доминантное состояние - главное условие для прилива сюда энергии, для увеличения продукции, для уменьшения затрат.

Основываясь на этом положении о ценности доминанты для умственных процессов, многие пытаются истолковать его, как «право на лень в творческом процессе. Ну что же, нет у меня доминанты, среда и её раздражители не создали у меня доминанты, - не буду же я ломать себя вопреки интереса, наперекор интересу: ведь это вредно, неэкономично, нелепо с точки зрения рационализации. Подожду, пока явится доминанта».

Такая «умная» позиция - лучший способ для перевода творческой доминанты в её противоположность - в доминанту паразитарную. Если вовремя, энергично, особыми приёмами не направить наше внимание, наши интересы по нужным сейчас путям - иные интересы отвлекут нашу праздную активность, используют и поглотят её, - и добиться тогда желательной доминанты будет связано с тройным трудом.

Имеются вполне определённые предпосылки для построения доминанты, которые и необходимо учитывать при организации нужной рабочей доминанты.
Этих предпосылок в основном пять:
а) конституциональные качества работающего;
б) состояние организма в данный момент (здоровье, утомление, сытость и т.д.);
в) прошлый опыт работающего;
г) степень общей организованности, вытренированности работника;
д) возрастные свойства его.

Каждая из этих предпосылок требует детальнейшего практического учёта и специальных приёмов подхода к ним. […]

Если откинуть мистическую сердцевину формулы Гёте - «гениальность - это гениальная воля», - рабочее её содержание полностью соответствует действительности: лучшая доминанта, максимальная продукция - результат наилучшей организованности рабочего процесса, т.е. плод наилучшей тренировочной, воспитывающей системы («воля»).

Рационализация умственного труда, рационализация действительного мозгового творчества - должна объявить беспощадную войну теории «стихийного вдохновения»: это развращающая теория, в своей практике создающая наихудшие виды паразитирующих доминант, зловреднейшие навыки уродливейших умственных процессов. […]

«Гений - это гениальная воля», - говорил Гёте. В переводе на материалистический язык формула Гёте гласит: наилучший творческий результат получается при наилучшей волевой организации «подсознательных автоматизмов», - при наилучших методах использования всего того опыта, который некогда был у нас сознательным. Иначе - нудное крохоборчество, требующее непрерывных и огромных усилий, связанное с чудовищными и непродуктивными биологическими тратами, - медленно развёртывающееся, дающее ничтожные творческие результаты.

Нужно так строить фазы умственной работы, чтобы в нужные этапы включалась и работа подсознания - причём включалась в наиболее сейчас нужных его участках.

Наилучшим образом организованная рабочая доминанта даёт наиболее продуктивное использование этих подсознательных механизмов.

Рабочая доминанта необходима, конечно, и в мускульном труде, но там влияние её гораздо уже, чем при умственной работе: даёт увеличение выносливости, улучшает двигательную координацию, гибкость, а затем иссякает при перерыве работ. В умственной же деятельности доминанта продолжает свою работу и во время перерывов, - более того, сплошь и рядом боевая, заряжающая её работа наиболее актуально развивается именно после технического отрыва от рабочего стола (во время пауз, при занятиях другим делом и т.д.). […]

В мышлении главное - это внимание, доминанта - блестяще организованное внимание. Именно поэтому мыслительная деятельность не терпит идейного раздвоения, этически-волевых шатаний, разрывов между идеалом и стремлениями практики: в таких раздроблениях личности - раздробление работающего мозгового аппарата, - постоянные удары по сосредоточению, по основному источнику для построения доминант.

Могучая общая целеустремленность - наилучшее противоядие для вторгающихся в мозг «отвлекающих» факторов».

Залкинд А.Б., Умственный труд / Педология: утопия и реальность, М., «Аграф», 2001 г., с. 328-329, 341 и 359.

 

 

Ссылка на первоисточник – учение А.А. Ухтомского о доминанте.