Панславистская теория Ф.И. Тютчева

«К числу наиболее деятельных фигур своего времени принадлежал Фёдор Иванович Тютчев.

Доверие императорского двора он завоевал в период николаевского царствования, когда он находился на дипломатической службе за границей.

Многое из того, что он тогда писал, отдавало откровенным славянофильством, звонким патриотическим пафосом, а кое-что - даже политическим прожектёрством и утопическими фантазиями. Но его литературный язык, лаконичный и ёмкий, неожиданные повороты мысли, оригинальные суждения производили глубокое впечатление на Николая I.

Публицистические опыты Тютчева, относящиеся к периоду 1848-1849 годов, когда войска России «наводили порядок» в Венгрии, служат примером того, куда могут завести литератора эмоции и фантазии, рождённые на гребне военно-политических успехов.

Вдохновленный победным шествием России, Тютчев разрабатывает свою панславистскую теорию, перед которой бледнели даже самые смелые великодержавные мечты российских императоров.

«В том положении, которого мы достигли, можно, не слишком предаваясь догадкам, предвидеть в будущем два великих провиденциальных факта, которым предлежит в положенное время заключить на Западе революционное междуцарствие трёх последних столетий и открыть в Европе новую эру. Эти два факта суть:

1) окончательное образование великой православной империи, законной империи Востока, одним словом - России будущего, осуществленное поглощение Австрии и возращение Константинополя,

2) соединение двух Церквей - Восточной и Западной. Эти два факта, по правде сказать, составляют один, который вкратце сводится к следующему: православный император в Константинополе, повелитель и покровитель Италии и Рима; православный папа в Риме, подданный императора»

(Пигарёв К., Ф. И. Тютчев и проблемы внешней политики царской России / Литературное наследство,  Тома 19-21, M., Изд-во: «Журнально-газетное объединение», 1935 г., с. 196).

Иначе как утопией эти мысли не назовёшь. Но в них была та дерзость, какой не хватало разжиревшей и обленившейся российской элите. Такие рассуждения нравились Николаю I, поскольку смыкались с его планами воцарения России на Востоке».

Лопатников В.А., Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова, СПб, «Логос», 2008 г., с. 327-328.