«Я поклялся не умереть на чердаке, - обронит он впоследствии, - я развивал в себе практическую сметку».
Но мало ли, кто в чём клянется! Мало ли, кто что пытается развивать! Надо ведь, как минимум, обладать хотя бы зародышем того, что вознамерился развить.
Некрасов обладал. Кажется, Некрасов - единственный великий поэт, который был еще и великим предпринимателем; обычно эти качества сочетаются плохо.
Первым признал его коммерческую хватку Белинский, причём признал гораздо раньше, нежели поэтический дар. Поэтический дар Некрасова критик оценил, лишь когда тот прочёл своим сиплым голосом стихотворение «В дороге».
« У Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами на глазах: - Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?»
То был перелом. Отныне литературного подмастеоья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчёлами и умудрявшегося, ни слова не зная по-французски, переводить французские мелодрамы (вот она, практическая сметка!), - отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском доме как равного.
Ему даже отвели комнату, и он, с приятностью обнаружив в себе любовь к комфорту, по-хозяйски расположился в ней, а красавица Авдотья Яковлевна потчевала квартиранта обедом и вечерним чаем. Что же касается главы семьи, то он ходил по ресторанам, волочился за хорошенькими женщинами и, весёлый человек, сквозь пальцы смотрел на то, как ухаживает за его женой энергичный квартирант. […]
«Я поклялся не умереть на чердаке» - но чем вода лучше чердака! Короче говоря, не сиганул с обрыва, вернулся в хлебосольный панаевский дом и засучив рукава взялся за дело, результаты которого сказались на судьбе всей русской литературы.
Возродил, вызволил из небытия пушкинский «Современник», совсем захиревшее изданьице, которое в его руках стало лучшим отечественным журналом.
Именно в нём дебютировал, укрывшись за инициалами, Лев Толстой. Именно в нём печатали свои вещи Гончаров и Тургенев.
Недавний обитатель «петербургских углов» сделался законодателем художественного вкуса, вождем целого направления, символом не слыханного доселе литературного и издательского успеха».
Киреев Р.Т., Пленники муз: как любили великие поэты, М., «Глобулус»; «Энас», 2007 г., с. 164-166.