Как халтурят западные консультанты по оценке И.С. Ашманова

В цитируемом фрагменте рассказывается о работе с известными западными консалтинговыми компаниями...

«Весной 2000 года, через полгода после покупки Портала, инвесторы завели разговоры о написании для Портала «настоящего», крутого бизнес-плана, на котором стояла бы печать кого-то из Большой аудиторской пятёрки. Российские отделения транснациональных консультантов стали ездить толпами к нам или приглашать к себе в попытках получить этот контракт. Первыми нас пригласили к себе люди из McAndersen. (Автор  - И.С. Ашманов, являвшийся в 1999-2001 годах одним из руководителей компании «Рамблер», постоянно подчёркивает, что его книга именно художественная, названия крупнейших консалтинговых компаний мира – тоже художественные, но очень узнаваемые – Прим. И.Л. Викентьева).

Мы приехали вчетвером в их шикарный офис в Сивцевом Вражке, где нам показали презентацию, а также (о, чудо интернет-технологий!) провели для нас видеоконференцию с Бразилией, где нам давали плохо слышные советы на английском языке расплывчатые люди из Бразильского отделения McAndersen.

Мотив для проведения видеоконференции был такой, что Бразилия очень похожа на Россию своим Интернетом и у тамошнего отделения McAndersen уже есть позитивный опыт. При этом ни Основатель, ни Президент по-английски практически не говорили, да и я слышал одни разрозненные слоги. А затем мы втроём с Основателем и Президентом даже зачем-то съездили по приглашению уважаемой фирмы McAndersen в Мюнхен, где у McAndersen был интернет-инкубатор аж о семи этажах. Надо сказать, что, несмотря на весь этот гламур, презентации и советы от McAndersen лично мне показались довольно разумными. Они действительно имели много крупных клиентов в мировом интернет-бизнесе и действительно занимались анализом этого рынка.

Проблема с McAndersen состояла в том, что обычно их счета за проект начинались от одного миллиона долларов. И хотя со своего первого клиента в Рунете, к тому же лидера рынка, они готовы были взять всего пятьсот тысяч, это было дорого.

Практически сразу после этого мы вместе с инвесторами поехали смотреть презентацию Price & Kinsey Coopers в их не менее шикарном офисе в башне над Водоотводным каналом. Презентация будущих услуг свелась к рассказу о совершенно волшебном программном инструменте, написанном в Price & Kinsey Coopers в результате исследования деятельности нескольких тысяч их клиентов по всему миру. Достаточно было ввести параметры своего бизнеса в эту программу и ответить на серию её вопросов, чтобы автоматически получить почти готовый бизнес-план.

Презентация показалась мне совершенно неубедительной: по всему было видно, что консультанты об Интернете вообще и о Рунете в частности не знают пока совсем ничего, да и в составление бизнес-плана программой поверить было трудно» […]

«…логика состояла в том, что для перепродажи Портала был важен только факт наличия «блямбы» от кого-то из The Big Five  на бизнес-плане. Содержание будущего бизнес-плана никого не интересовало.

И Price & Kinsey Coopers были наняты. Они посетили наш офис раза три-четыре, проинтервьюировали топ-менеджеров, забрали с собой мой «бизнес-план» и через три месяца работы выдали на-гора четыре усеянные логотипами  книжки на пластиковых пружинах, в сумме на пятьсот страниц, с подробно расписанными «бизнес-моделями» и тому подобным. К жизни и бизнесу Портала эти тексты имели весьма опосредованное отношение, кроме разве что кадрового раздела, где на удивление трезвый кадровый аналитик Price & Kinsey Coopers зафиксировала и без того известный нам факт ужасного бардака на предприятии и отсутствия корпоративной культуры.

Толстые книжки эти приехали в трёх экземплярах, топ-менеджеры пролистали их по диагонали и рассовали по ящикам столов, дав себе слово прочитать внимательно. И, естественно, забыли о них навсегда. Часть этих книг я при уходе забрал себе, думая в конце концов прочитать, да и вообще для истории; они валялись у меня четыре года в новом офисе, но я их так и не осилил и при переезде всё-таки выбросил.

Забавно, что к осени 2000 года практически весь отдел ИТ-консалтинга Price & Kmsey Coopers там уже не работал! Нюхнув запаха бешеных денег интернет-пузыря и выучив от нас новые слова, они все поувольнялись и перешли на службу в интернет-компании - всего через месяц-два после завершения бизнес-плана для Портала».

Aшманов И.С.,  Жизнь внутpи пyзыря: как менеджерy выжить в инвeстируемoм прoекте, М., «Мaнн, Иванoв и Фepбeр», 2008 г.

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube