«Типическое в искусстве» как «исключительное»

«... в 52-м на Девятнадцатом партсъезде Маленков (Г.М. Маленков - Заместитель Председателя Совета Министров СССР – Прим. И.Л. Викентьева), замещая Самого, сделал блистательный экскурс в художественную литературу.

Дескать, «типическое» в искусстве это не «среднестатистическое», а нечто «исключительное».

Это было неслыханным - по слогу, по уровню мысли - в устах партийного руководства.

Срочно пересматривались учебные программы, вся проблематика, эстетика, философия и филология. Строились новые кафедры, пособия и диссертации. В авральном порядке, институтами, коллективами учёные создавали труды «о типическом как исключительном» в марксизме.

Наука подскакнула.

И никто, абсолютно никто в мире, кроме нескольких, подобных мне, отщепенцев, связанных незримой цепочкой, не ведал, что весь этот теоретический вклад у Маленкова был списан дословно из ветхой, заброшенной Литературной энциклопедии.

И не у кого-нибудь - у бывшего белоэмигранта Святополка-Мирского, вернувшегося сдуру в Россию и успевшего, по слухам, уже сдохнуть с голоду в лагере в роли врага народа.

Дотошные историки могут меня легко проверить, если захотят, сняв с полки и сравнив маленковский доклад на съезде с забытым энциклопедическим томом на букву «Р»: «Реализм»...»

Абрам Терц (А.Д. Синявский), Спокойной ночи, М., «Захаров», 1998 г., с. 271-272.