«Как соединить степную волю и византийский канон, татарский деспотизм и европейский дух свободы? Русский человек ещё ищет себя, и русская идея - один из путеводителей в этих поисках. Наряду с вселенскими идеями.
Сегодняшние споры - после смерти империи. Смерть требует воскресения. Всякая смерть. Что-то умерло вместе с империей. И что-то должно возродиться. Но что именно?
Одно из великих духовных событий - узнаванье. Надо узнать ростки нового на старом пепелище, поддержать их, помочь им. Сейчас доброе растёт, как морковка, а злое - как сорняк, и за пышным ростом сорняков моркови почти не видно. Наши разговоры о русской идее - попытки мысленно отделить морковь от сорной травы, мысленно выдрать сорняк и помочь морковке. Это ещё не действие, но подготовка к действию. И она необходима. Я надеюсь, что когда-нибудь сложится русский стиль (наподобие французского, немецкого, английского стиля решения мировых вопросов) и в этом стиле разговоры о русской идее растворятся, но сегодня они нужны. Однако я очень опасаюсь единственного числа идеи.
Попытки вогнать всю Россию в свою любимую идею - болезнь, связанная, возможно, с недостатком философской культуры, с непониманием диалога как формы истины.
Даже в наши дни, после всех жестоких опытов, Солженицын убеждён, что «во всех науках строгих, то есть опертых на математику, истина одна» (из статьи «Наши плюралисты»).
Первым жестоким опытом идейности была опричнина.
Это вовсе не простое безобразие. Иван Грозный хотел преодолеть русский беспорядок, создать царство-монастырь во главе с царём-игуменом, и чтобы во всей Руси было благолепие, как в монастыре. Идея заимствована из византийского наследия, но доведена до абсурда (черта, которая потом несколько раз повторялась).
Второй русской идеей было - превратить Россию в Голландию.
Для полного сходства и каналы копались, и в язык напихивались голландские и немецкие слова. Славянофилы возразят, что идея Петра - антирусская. Не более, однако, чем византийская идея Ивана Грозного. Русским в обоих случаях был стиль осуществления идеи. Как заметил Плеханов, по методам своим Пётр был славянофил (шёл традиционным для российской государственности путём усугубления рабства). А если говорить о последствиях, то Пётр был меньшим утопистом и большим реалистом, чем его предшественник (Иван IV) и последователь (Ленин). Или (другими словами) - в его утопии было зерно исторически плодотворной реформы: выход Московской Руси из изоляции, восстановление традиционных связей восточного славянства с западным христианским миром. Попытка создать самостоятельный мир на основе гордыни «Третьего Рима», без культурных ресурсов, необходимых для цивилизации, не удалась, Пётр это верно почувствовал, и верно решил, что Россия не затеряется в Европе. Она действительно не затерялась и ответила на вызов Запада романами Достоевского и Толстого. Но ответила - потом, когда жёсткая прямолинейность идеи, «неразвитая напряжённость принципа» (Гегель) смягчилась и Запад перестал вколачиваться с помощью пыток и казней.
Третьей русской идеей была ленинская.
И опять: традиционным был стиль её воплощения. На пути к ассоциации, в которой свободное развитие всех будет условием свободного развития каждого, снова создана была опричнина (партия нового типа) и снова закрепощен народ. В Восточной Европе эта система держалась только на русских штыках. Но в современной России есть массовое желание восстановить «реальный социализм». Компартия Зюганова не вернулась к социал-демократии, как коммунисты Польши и Венгрии, как некоторые у нас. Продолжается сдвиг в другую сторону - к национал-коммунизму, близкой аналогии немецкого национал-социализма. Победа красно-коричневого блока на выборах была бы, возможно, не игрой парламентских качелей, а концом игры, возвращением к тоталитаризму, после которого неизбежен новый застой, крах и новая смута.
Российская идейность ставит всё на карту одной идеи, воплощает её с жестокой энергией и каждый раз приходит к краху. Некоторые черты идейности можно заметить и в либеральном лагере, у энтузиастов рынка.
Но господствующее, всё ширящееся настроение наших современников – безыдейность».
Померанц Г.С., Разрушительные тенденции в русской культуре / Страстная односторонность и бесстрастие духа, СПб, «Университетская книга», 1998 г., с. 514-515.