Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
В Париже были популярны «вторники» Малларме в его квартире на Римской улице, 89.
«Участвовать в них значило почти то же самое, что получить из рук хозяина свидетельство об аристократизме духа.
И интересно отметить, что тут почти совсем не разговаривали, а слушали - слушали никогда не истощавшийся монолог самого Малларме. «Не было ничего более скромного, - вспоминает Андре Жид, - чем интерьер квартиры Малларме и внешний вид её хозяина.
На жалованье преподавателя английского языка в лицее Кондорсе он не мог себе позволить никакой роскоши. Но всё отличалось здесь превосходным вкусом. Маленькая столовая, где он нас принимал, не могла вместить больше восьми человек, самое большее - десять: мы садились вокруг стола, где огромная ваза с табаком заменяла угощение. Сам мэтр стоял прислонившись спиною к изразцовой печи бронзового цвета. Он был почти единственным, кто говорил. «Отступления», которые он позднее напечатал, достаточно точно передают то, как он говорил. А тон его голоса, улыбка не губ, а взгляда, улыбка мягкая, скрытая, как бы боязливая, которую обычно сопровождал некий скромный жест - указательный палец, поднятый вверх в знак вопроса или ожидания...
И как далеки были от этой маленькой комнаты на Римской улице бесплодная суматоха поглощенного делами города, политическая возня, козни, интриги. Вместе с Малларме мы погружались в сверхчувственный мир, где деньги, почести, аплодисменты не имели никакого» значения... Из его уроков я сохранил отвращение к поверхностности, самодовольству, ко всему, что обольщает и соблазняет как в литературе, так и в жизни. Непоколебимая любовь и потребность в искренности и цельности как у себя, так и у других... Уроки Римской улицы не только взывали к уму, но и формировали наши души»/
В разное время (начало «вторников» Малларме восходит к 1880 году) появлялись здесь Верлен, Мендес, Вилье де Лиль-Адан, Лафорг, Мореас, Мирбо, Верхарн, Гюисманс, Ренье, Эредиа, П. Кийяр, Дюжарден, Визева, Фенеон, Стюарт, Мериль, Кан, Гиль (до 1888 года), Морис, Мурей, Вьеле-Гриффен, Герольд, Фонтена, С. Жорж (около 1889 года), О. Уайльд с А. Дугласом (после 1891 года), Саймоне, Метерлинк, Роденбах, Швоб, Луис, Жид, Валери, Клодель, братья Натансоны, а из художников - Б. Моризо, Ренуар, Моне, Дега, Уистлер, О. Редон, Гоген, Вийар.
Многие из них посещали Маларме также и в Вальвене, в живописной местности, расположенной среди лесов над Оной, поблизости от Фонтенбло, где поэт почти двадцать лет ежегодно проводил отпуск. […]
«Вторники» Малларме затмили все другие интеллектуальные «кружки». С ними не могли равняться ни «субботы» Эредиа на улице Бальзака, ни «среды» Луиса на улице Рембрандта (около 1894 года), ни тем более вечера во дворце принца Э. Полиньяка».
Стефан Яроцинский, Дебюсси, импрессионизм и символизм, М., «Прогресс», 1978 г., с.133-134.