Аналитическая философия науки XX века

«Аналитическая философия - это философия, последовательно устраняющая из аргументации метафоры и произвольные аналогии. […]

Истоки аналитической традиции можно увидеть в древнегреческой философии. Достаточно вспомнить диалектику Платона, Аристотелевы «Аналитики», семантические идеи софистов и стоиков и т.д.

В средневековой западноевропейской философии это семантические идеи британских схоластов И. Дунса Скота и У. Оккама; схоластические трактаты и диспуты - эталоны доказательности, аналитичности и концептуальной строгости. В новоевропейской философии - учение об «идолах рынка» Ф. Бэкона; учение о языке как знаковой системе Т. Гоббса; концепция образования понятий Д. Локка.

Далее в этом ряду можно выделить имена Д. Беркли, Д. Юма, Т. Рида., В XIX веке линия Юма и других британских эмпиристов была продолжена Дж. Ст. Миллем (символично, что он был крёстным отцом Б. Рассела). Среди «континентальных» учений - три великих философа: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант. (См. также: Закон трёх стадий Огюста Конта – Прим. И.Л. Викентьева) […]

Однако изучение истории аналитического движения в XX столетии показывает, что позитивистские черты были присущи лишь отдельным разновидностям аналитической философии на определённых этапах её развития, и концепции многих ведущих аналитиков имели антипозитивистскую направленность. Так, в частности, позитивистская тенденция преобладала в концепциях членов Венского кружка.

Идеи Р. Карнапа, одного из его лидеров, явились своеобразным манифестом раннего - радикального - этапа логического позитивизма. Его знаменитая статья «Преодоление метафизики логическим анализом языка» может служить крайним выражением антиметафизических настроений «континентальных» аналитиков в 1930-е годы.  В определённом смысле логический позитивизм был продолжением и иной формой предшествовавшего ему позитивизма Маха - Авенариуса («эмпириокритицизма»), который фактически был воссозданием на ином языке эмпиризма Юма.

Отличительные черты логического позитивизма - осознание кризиса традиционных метафизических философских проблем и сведение; их к проблеме анализа языка философии и науки. Логические позитивисты считали, вслед за Витгенштейном, что традиционные вопросы метафизики (бытия и сознания, свободы и необходимости, добра и зла и др.) возникают из чересчур вольного обращения с языком. Если построить жёсткий однозначный логический язык, считали они, то все эти проблемы сами собой исчезнут, а останутся лишь конкретные вопросы изучения природы, разрешаемые естественными науками».

Аналитическая Философия / Под ред. М.В. Лебедева и А.З. Чернова, М., Изд-во РУДН, 2006 г., с.12,13 и 20-21.