«В работе Варшавский В.И., Поспелов Д.А., Оркестр играет без дирижёра, М., «Наука»,1984 г. приведён пример возможности работы оркестра без дирижёра.
Оркестр выступал в Москве, начиная с 1922 года, около десяти лет. Это был Первый симфонический ансамбль Моссовета или сокращённо как это было принято тогда - Персимфанс.
Он исполнял достаточно серьезную музыку, например, Третью (Героическую) симфонию Бетховена или концерт для скрипки с оркестром того же композитора.- Это событие началось на зоре советской власти, когда тяга к новаторству музыкантов ещё не запрещалась. Звуки оркестра звучали настолько слаженно и артистично, что профессионалы-музыканты уходили после концерта в полном недоумении - такова была сила привычки к обязательному объединяющему присутствию дирижёра. Однако он не обязателен для небольших коллективов музыкантов и некоторых джазовых ансамблей, играющих в стиле Диксиленд.
В чём тут дело?
Объяснение состоит в том, что музыканты могут быть объединены и при помощи децентрализованного метода управления.
Для этого они должны иметь возможность визуального взаимодействия в процессе игры непосредственно друг с другом. Данное условие выполнялось при выступлениях Персимфанса.
Струнные музыканты располагались по кругу частично спиной к зрителям, а духовые инструменты находились в его центре. В результате каждый музыкант видел и слушал практически всех.
Способ управления достигался за счёт коллективного взаимодействия большинства музыкантов.
Балакшин О.Б., Гармония саморазвития в природе и обществе: подобие и аналогии, М., Издательство ЛКИ, 2008 г., с. 299-300.