Побудительные факторы личности по Леопольду Сонди

«Каждый из восьми побудительных факторов обусловливает два диалектически противоположных побудительных стремления:

1) персональная и общечеловеческая любовь;

2) садизм и мазохизм, агрессия и жертвенность;

3) смертоносная ментальность Каина и справедливость Моисея, этика;

4) самодемонстрация и самоскрывание, мораль;

5) обладание всем и отрицание всего;

6) стремление «быть всем» и «не быть ничем»;

7) тенденция к поиску и приклеиванию;

8) стремление прикрепляться и отделяться.

(Автором двух последних факторов является Германн).

Восемь побудительных факторов судьбоанализ называет корнями или радикалами побудительной жизни, поскольку они остаются неизменными в своей сущности на протяжении многих тысяч лет.

Унаследованные радикалы побуждений несут в себе нечто внеисторическое, непреходящее в переживаниях, поведении и порождении, постоянно присутствующее у каждого человека и абсолютно неспецифическое с точки зрения содержания (К. Ясперс)».

Восьмифакторная система побуждений хорошо зарекомендовала себя на практике в прошлой четверти столетия, прежде всего потому, что она оказалась способной экспериментально, как будто «спектрально-аналитически» разложить единые феномены побудительной жизни на питающие их корни, или радикалы.

На основе многих тысяч исследований (в Венгрии, в Швейцарии) можно сделать выводы об этих «экспериментальных исследованиях судьбы».

Во-первых, тест раскрывает родовые психические заболевания, кондуктором которых является пробанд (Лицо, с которого начинается составление родословной – Прим. И.Л. Викентьева).

Во-вторых, тест делает видимыми те латентные функции побуждений и «Я», которые наследственно угрожают кондуктору.

В-третьих, тест может выявить 17 различных структур побуждений и «Я», которые оцениваются как возможности судьбы или формы экзистенции. Двенадцать из этих возможностей судьбы представляют собой формы опасностей экзистенции, пять - формы экзистенциальной защиты.

В-четвёртых, определение соотношения экзистенциальных опасностей и защит позволяет составить индикацию к психотерапевтическому лечению».

Липот Сонди, Навязанность и свобода в судьбе индивида / Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г., с. 256-257.