«Главный вопрос футурологии - будет ли создан превосходящий человека и способный к самосовершенствованию искусственный интеллект (ИИ), и если да, то когда? Этот вопрос является основным, поскольку ответ на него окажет определяющее влияние на вероятность глобальных рисков и на перспективы бессмертия человечества.
Если ИИ не будет создан, то, возможно, это будет свидетельствовать об ограниченности технологического прогресса в ближайшей исторической перспективе, или о существовании непознаваемых процессов в мозгу человека, как утверждает Р. Пенроуз, или о неких принципиальных философских и методологических трудностях при создании искусственного разума. Любая из этих возможностей должна выявиться в процессе попыток создания ИИ. Вопрос о возможности создания ИИ - это вопрос о пределах технологического развития и его влияния на общество. Мы отвечаем на него, основываясь на последних достижениях нейронауки, теории информации и теории алгоритмов. Футурология должна описать возможные последствия создания ИИ для человеческой цивилизации.
Другие вопросы, стоящие перед футурологией, касаются наилучших позитивных сценариев будущего и способов их достижения. Для этого необходимо разобраться в следующем:
- что такое ценности, каковы способы их моделирования и воплощения;
- что мы должны делать для наступления наилучшего будущего;
- какова дальнейшая эволюция человека;
- как достичь радикального продления жизни, бессмертия?
Бессмертие - это абсолютная реализация идеи о безоговорочной ценности человеческой жизни. В связи с этим возникает вопрос об оптимальном устройстве социума: какое общество наилучшим образом обеспечит физическое бессмертие?
Следующие важные вопросы, которые стоят перед футурологией, касаются глобальных рисков, угрожающих человечеству:
- как распределены во времени вероятности глобальных рисков;
- что можно сделать для предотвращения глобальных рисков?
Далее футурология должна очертить границы собственного знания:
- какой способ прогнозирования будущего является наиболее эффективным, и как влияют сами предсказания на будущее;
- возможно ли вообще достаточно точное прогнозирование будущего, и где проходит граница между точными и неточными предсказаниями;
- какова степень закономерности в историческом процессе;
- каков действительный процесс принятия решений, влияющих на судьбы человечества?
В этой книге мы хотим если не дать полные ответы на эти вопросы, то хотя бы обозначить подразумеваемые ими альтернативы.
Помимо создания моделей будущего, футурология должна подготовить человека к новым возможностям, повысить его адаптивность в грядущем, помочь понять, какие решения нужно принять уже сейчас при выборе профессии, получении новых знаний, а также в финансовом и личностном плане.
Представления о будущем в сознании людей:
1) всё будет примерно также, как сейчас, с небольшим постепенным улучшением;
2) в ближайшие несколько десятков лет произойдут радикальные позитивные перемены;
3) в ближайшем обозримом будущем ситуация резко ухудшится.
Первая модель будущего по умолчанию лежит в основе большинства как бессознательных ожиданий людей, так и официальных прогнозов властей. Она основывается на простом эмпирическом наблюдении «завтра обычно похоже на сегодня» и на страхе людей перед будущими переменами.
Нетрудно увидеть ограниченность такого способа предсказания, поскольку не менее истинно следующее высказывание: «Через сто лет ситуация будет радикально отличаться от нынешней». И сразу возникает вопрос: где проходит граница между областями истинности обоих высказываний? Поиском максимально точного ответа на этот вопрос мы и займемся. Идея о том, что все будет примерно так же, как сейчас, работает только на ограниченном промежутке времени.
Вторая и третья модели будущего обычно игнорируются как отдельными людьми, так и общественным сознанием. Людям вообще свойственно упускать новые возможности и не замечать рисков. Причин этому много, одна из них в том, что утверждение о сходстве «сегодня» и «завтра» получает подкрепление каждый день, а утверждение о внезапных переменах - раз в десять лет.
Многие когнитивные искажения - склонности совершать те или иные логические ошибки в рассуждениях - приводят к значительному искажению образа будущего. Сверхуверенность в собственной правоте приводит к сужению поля рассматриваемых вариантов возможных событий. А эмоциональный настрой зачастую является причиной нерациональных взглядов. Например, люди игнорируют мысли о собственной смерти, несмотря на то, что это самая большая катастрофа, которая может произойти в жизни человека, при этом многие с готовностью верят в фальшивые предсказания о катастрофе в 2012 году».
Турчин А.В., Батин М.А., Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?, М., «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г., с. 5-7.