Теории - предшественники теории психоанализа Зигмунда Фрейда

«… Фрейд не был первооткрывателем «бессознательного».

Более того, обращаясь к прошлому, достаточно сложно найти самое первое упоминание про  бессознательные стимулы и движения души.

Скорее наоборот, значительно проще указать на тот момент в европейской интеллектуальной истории, когда психическое начинает идентифицироваться с сознательным: это Декарт с его «sum res cogitans» и дихотомией res cogitans и res extensa. Однако уже в более поздних «Страстях души» и сам Декарт подчёркивает значение тёмной стороны человеческой души, угрожающей прозрачности cogito.

Более того, Спиноза в «Этике» предлагает теорию, во многом предвосхищающую контуры психоанализа. Утверждая иллюзорность внутреннего чувства свободы, он подчёркивает различие между фактическими причинами «аффектов» (желаний, страстей, страданий) и их восприятием эмпирическим субъектом.

Позднее, в «Новых Эссе о Человеческом Разумении» Лейбниц введёт понятие неосознанных восприятий.

И, наконец, уже в девятнадцатом веке, Шопенгауэр противопоставит волю представлениям, а Ницше объявит свою знаменитую войну самоочевидностям сознания, как главному источнику лжи и самообмана.

Наконец, в 1868 году Эдуард фон Гартман напечатает свою почти тысячестраничную «Философию бессознательного», довольно хаотично рассуждающую о множестве всевозможных предметов: от инстинктов до морали, от языка до Каббалы.

Иначе говоря, проблема бессознательного существовала в западной мысли задолго до психоанализа».

Соболев Д.М., Культура и бессознательное, в Сб.: Фундаментальные проблемы культурологи, Том V / Отв. ред.  Д.Л. Спивак, М.-СПб, «Новый хронограф»; «Эйдос», 2009 г., с. 87-88.