Начиная с XVIII века в Европе и Америке растёт число творческих личностей - женщин.
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Начиная с XVIII века в Европе и Америке растёт число творческих личностей - женщин.
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Степень влияния, оказываемого женщинами на образование характера, остаётся неизвестной.
Они выполняют своё дело в тихом уединении дома и семьи, посредством непрерывных трудов и терпеливой настойчивости при следовании по пути долга. Достижения женщин в этом отношении редко бывают известны, мы более знаем об их повседневных частных и домашних делах; не часто, даже в биографиях людей знаменитых, приходится слышать об участии, какое мать имела в образовании их характера, и о направлении к добру, которое она им сообщала. Но из-за этого они не остаются без своей награды, ибо таковой наградой служит им благополучие, счастье и добродетельная жизнь их детей.
Мы реже слышим о великих женщинах, чем о великих мужчинах. По большей части, приходится слышать только о добрых женщинах, между тем, нельзя не сказать, что направляя к добру характеры будущих мужчин и женщин, они, женщины, совершают сравнительно более великое дело, чем, например, если бы написали какую-нибудь знаменитую картину, сочиняли великие книги или создавали блестящие оперы. Вполне достоверно, - сказал Жозеф де Местр, - что женщины не создали никакого образцового произведения.
Они не написали ни Илиады, ни Освобожденного Иерусалима, ни Гамлета, ни Потерянного рая, ни Тартюфа; они не построили церкви Св. Петра, не сочинили Мессии, не создали Аполлона Бельведерского, не написали Страшного Суда; они не изобрели ни алгебры, ни телескопов, ни паровой машины; но женщины сделали нечто гораздо большее и лучшее, чем все это; на их коленях воспитались самые честные и добродетельные мужчины и женщины - самые лучшие произведения на свете. […]
Из числа матерей государственных людей, юристов и богословов, особенно следует отметить матерей Бэкона и Бруэма; все они были женщины больших способностей, а первая даже и замечательной учености; таковы же были матери Каннинга, Кэррена и президента Адамса, Герберта, Пейли и Уэсли. Лорд Бруэм говорит в выражениях, граничащих с благоговением, о своей бабке, сестре профессора Робертсона: она была главной возбудительницей в Бруэме стремления к познаниям и впервые посеяла в нем начала той несокрушимой энергии в стремлении ко всякого рода знаниям, которая составляла выдающуюся черту характера лорда Бруэма.
Мать Каннинга была ирландка, одаренная большими способностями; даровитый сын её питал к ней величайшую любовь и уважение до конца своего поприща. Это была женщина необыкновенной умственной силы. Поистине, - говорит биограф Каннинга, - если бы мы не знали фактов из прямых источников, то невозможно было бы видеть его глубокую и трогательную преданность матери, не прийдя к заключению, что предмет такой неизменной преданности должен обладать редкими и поражающими воображение качествами. Кружок, в котором она вращалась, уважал её, как женщину с великой умственной энергией. Разговор её отличался одушевлением и силой, оригинальностью приемов и выбором новых, интересных предметов, вообще во всём избегала она обычной рутины. Людям, которые были мало знакомы с ней, энергия её приемов казалась даже несколько эксцентричной. Кэррен говорит с большим уважением о своей матери, как о женщине с сильным природным умом; свой успех в жизни он преимущественно приписывает её умным советам, постоянной доброте и урокам честного честолюбия, которые она тщательно внушала своим детям. Единственное наследство, - обыкновенно говорил он, - каким я могу похвалиться от моего бедного отца, было очень скудное: оно состояло из непривлекательной наружности, вроде его собственной; и если свет когда-нибудь приписывал мне нечто более ценное, чем лицо, наружность или чем земное богатство, то это потому, что достойная моя мать дала своему сыну долю своих умственных сокровищ. […]
Неблагоразумная мать может испортить даровитого сына, внушая ему нездоровые понятия. Так, мать Ламартина, говорят, воспитывала своего сына в совершенно ложных понятиях о жизни, в духе Руссо и Бернардена де Сент-Пьера, вследствие чего его от природы сильная сентиментальность, которую следовало бы сдерживать, получила ещё большее развитие, и он в продолжение всей своей жизни был жертвой слез, притворства и безрассудства. Ламартин в своей книге Призвания доходит почти до смешного, когда он говорит о себе, как о статуе отрочества, воздвигнутой в пример молодым людям.
Баловень своей матери, он был баловнем своей страны до конца своей жизни, горькой и прискорбной. Сент-Бёв говорит о нем: Он был постоянный раб своих богатых дарований; овладеть ими у него не хватало сил; он расточил и растерял их все, за исключением, быть может, дара слова, который, казалось, был в нем неисчерпаем и на котором он продолжал играть до конца, словно на какой-то волшебной флейте. […]
Вот между прочими причинами та, в силу которой привычка к делам необходимо должна быть усвоена всеми женщинами, желающими стать действительно полезными помощницами в трудах и заботах повседневной жизни. При этом женщине, в её качестве няньки, воспитательницы и наставницы детей, чтобы обустроить свой домашний очаг, потребуется немало ума и житейской смекалки. Одной врожденной любви мало. Инстинкт, сохраняющий низших животных, не требует воспитания; но вот ум человеческий, в котором дела семейные ощущают потребность, требует образования. Физическое здоровье подрастающего поколения самим Провидением доверено женщине, а физическим развитием, как известно, обусловливается в человеке и его нравственное и умственное развитие. Только действуя согласно с законами природы, понимание которых женщине необходимо для того, чтобы она могла им следовать, она обеспечивает в своей семье благодать здоровья телесного, умственного и нравственного. Лишённые настоящего понимания этих законов, матери нередко получают жестокий урок у могилы своего ребёнка.
Нет сомнения в том, что разум, которым женщина одарена, равно как и мужчина, был дан ей для того, чтобы она им пользовалась и употребляла бы его с пользой, а не для того, чтобы он плесневел от бездействия. Такие дары никогда не даются без цели. Творец может быть щедр в Своих дарах, но Он никогда не бывает расточителен.
Никогда назначение женщины не состояло в том, чтобы быть бессловесной рабыней, или не более, как красивым развлечением досуга мужчины. Она существует для себя, равно как и для других; серьёзные и ответственные обязанности, в выполнении которых и состоит её призвание в жизни, требуют практического ума и чувствительного сердца. Её высшее предназначение не может быть исполнено, если все образование её ограничивается только знанием тех легких, приятных в обществе искусств, на которые теперь тратится столько полезного времени; ибо все эти совершенства, - хотя они и придают новую прелесть молодости и красоте, которые уже и сами по себе достаточно очаровательны, - в делах практической жизни приносят мало пользы.
У древних римлян отзыв о женщине, что она сидела дома и пряла - а domum mansit, lanam fecit - составляет высшую похвалу, какую только они могли воздать благородной матроне. В наше время говорили, что все научные познания женщины должны сводиться в химии - к умению сварить обед; в географии - к знанию того, как расположены комнаты в её доме; Байрон, взгляд которого на женщину вообще не отличался возвышенностью, говорил во всеуслышание, что всю её библиотеку он желал бы ограничить Библией и поваренной книгой.
Но такой взгляд на характер и умственное развитие женщины так же нелеп, узок и ограничен с одной стороны, как с другой - неестественен и смешон противоположный, ныне очень распространенный взгляд, будто женщина должна получать такое образование, которое возможно более делало бы её равной мужчине, сглаживало бы между ними всякое различие, давало бы ей равные с ним права и голос и помогало бы ей стать ему соперницей во всем, что превращает жизнь в неистовую и эгоистичную борьбу за власть, положение и деньги. Говоря вообще, воспитание и дисциплина, наиболее пригодные для мальчиков в младшем возрасте, точно также оказываются наиболее полезными для девочек того же возраста; и образование, и умственное развитие, которые даются мужчинам, будут не менее полезны женщинам.
Действительно, все доказательства, которые можно привести в пользу высшего образования для мужчин, в равной степени приложимы и в пользу высшего образования для женщин. Во всех проявлениях семейной жизни разумность только усилит деятельность женщины и её полезность. Она даст женщине мысль и предусмотрительность, даст ей возможность предвидеть неизбежные в жизни случайности и принимать необходимые меры, внушить ей улучшенные способы вести хозяйство и, во всех отношениях, увеличить её влияние. В дисциплинированной умственной силе она найдет более сильную и безопасную защиту против обмана и заблуждений, невинном и ничего не подозревающем неведении; религиозное и нравственное образование обеспечит ей более могущественные и прочные источники влияния, чем физическая красота. В законном самоуважении и самостоятельности она найдёт верные источники домашнего спокойствия и счастья.
Если ум и характер женщины должны быть развиваемы для её собственного благосостояния, они в не меньшей степени должны быть хорошо воспитаны и для счастья других. Сами мужчины не могут иметь ни здравого ума, ни здоровой нравственности, если женщины представляют противное; и если, как мы полагаем, нравственное состояние народа зависит главным образом от домашнего воспитания, то воспитание женщины должно считать делом в высшей степени важным для общества. Не только нравственный характер, но и умственная сила мужчины находит лучшую охрану и поддержку в нравственной чистоте и умственном образовании женщины; чем полнее развиваются силы мужчины и женщины, чем гармоничнее и стройнее общество, тем вернее и прочнее его усовершенствование и развитие.
Когда, более полувека назад, Наполеон I сказал, что во Франции более всего чувствуется недостаток в матерях, то он хотел сказать этим, что французскому народу недостаёт домашнего воспитания, которым руководили бы хорошие, добродетельные и умные женщины. Действительно, первая французская революция представляет один из самых разительных примеров тех общественных бедствий, которые происходят от пренебрежения к очищающему и смягчающему влиянию женщины. Когда последовал этот великий общественный переворот, общество пронизано было пороком и развратом. Нравственность, религия, добродетель были заражены сенсуализмом; характер женщины был развращён; супружеская верность не считалась необходимой; материнское чувство ставилось в вину. Семья и дом были развращены. Семейная нравственная чистота не связывала общества. Франция лишилась матерей. Дети были распущенные и революция разразилась посреди криков и неистовых порывов женщин.
Но страшный урок не был усвоен, и Франция снова сильно пострадала от недостатка в дисциплине, послушании, самоуважении и самообладании, прочно приобрести которые можно только в семье. Говорят, что Наполеон III приписывал современное бессилие Франции, положившее её, беспомощную и окровавленную, к ногам её победителей, - легкомыслию и недостатку принципов в народе, а также любви к удовольствиям, которой, надо признаться, он сам немало покровительствовал. Итак, кажется, что дисциплина, которой Франция должна обучиться, если хочет быть великой и благородной, есть та самая, на которую указывал Наполеон I: домашнее воспитание под руководством хороших матерей.
Влияние женщины повсюду одно и то же. Во всех странах её положение имеет влияние на нравственность, обычаи, характер народа. Где женщина унижена - там унижено и общество: где она нравственно чиста и образована - там общество, соответственно этому, возвышается. Итак, образовать женщину - значит образовать мужчин, возвысить её характер - значит возвысить характер мужчин; расширить её умственную свободу - значить распространить и обеспечить свободу целого общества, ибо общества рождаются от семей, как народы - от матерей.
Самуэль Смайлс, Сочинения в 2-х томах. Характер, Том 1, М., Терра, 1997 г., с. 51-64.