«Доктор Мартин Селигман из Пенсильванского университета провел интенсивное исследование на тему «Что создает приобретенную беспомощность». В своей книге «Приобретённый оптимум» (имеется в виду книга: Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life, 1991 года издания, полное название которой на русский язык можно перевести и так: Обучение оптимизму: Как изменить Ваш разум и Вашу жизнь – Прим. И.Л. Викентьева), он приводит три конкретные модели убеждений, которые вызывают у нас чувство беспомощности и могут разрушить в конечном счете любой аспект нашей жизни.
Он назвал эти три категории перманентными, искажёнными и личностными.
Многие из выдающихся деятелей преуспели, несмотря на навалившиеся на них гигантские проблемы и препятствия. Разница между ними и теми, кто отступил в борьбе, заключается в их убеждениях относительно перманентности или отсутствия у них проблем.
Выдающиеся руководители редко, если не сказать никогда, смотрят на проблему как на нечто перманентное, в то время как неудачники даже самую незначительную проблему воспринимают как перманентную.
Если вы выработали убеждение, что ничего не можете сделать, «чтобы хоть что-то изменить», просто потому, что никакие усилия до сих пор вам не помогли, то в вашу систему начинает проникать губительный яд. Восемь лет назад, когда я стремительно катился вниз и впал в отчаяние от сознания, что мои обстоятельства никогда не изменятся, я считал свои проблемы перманентными. Это было что-то очень близкое к эмоциональной смерти - чувство, которое я никогда прежде не испытывал. Я связывал так много страданий с этим убеждением, что оказался способным его разрушить и никогда больше не потворствовать ему. Вы должны сделать то же самое. Если вы узнаёте, что кто-нибудь из ваших близких или вы сами поддались убеждению, что та или иная проблема перманентна, то самое время хорошенько его или себя встряхнуть. Что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны научиться верить, что «и это тоже пройдёт» и что если вы проявите упорство, то найдёте выход.
Вторым различием между победителями и неудачниками, между оптимистами и пессимистами являются их убеждения-искажения, когда проблемы кажутся всеобъемлющими. Преуспевающий человек никогда не смотрит на проблему как на что-то всеобъемлющее, то есть, что одна какая-то проблема управляет всей его жизнью. Он всегда смотрит на неё так: «Ну что ж, это всего лишь связано с моей привычкой много есть». Он никогда не скажет: «Да, это проблема. Из-за моего постоянного переедания рушится вся моя жизнь». И, наоборот, у пессимистов - тех, кто привык поддаваться чувству беспомощности, - вырабатывается убеждение, что раз их «прижало» в одной какой-то области, то весь мир для них стал с овчинку! Они считают, например, что так как у них проблемы с финансами, то вся их жизнь теперь разрушена: они не смогут воспитать детей, их брак развалится и т. д. Вслед за тем, обобщая, они приходят к выводу, что всё вышло у них из-под контроля, и начинают чувствовать себя совершенно беспомощными.
А представьте совместное действие перманентности и искажения!
Ответом на оба эти фактора было бы стремление найти что-то такое в жизни, что вы могли бы взять под контроль и начать действовать в этом направлении. Как только вы начнёте предпринимать какие-то шаги, некоторые из ограничивающих убеждений сразу исчезнут.
И последнюю, третью категорию убеждений, которую Селигман называет «личностной», я отношу к проблемам личного характера. Если мы смотрим на неудачу не как на вызов, требующий изменить наш подход, а, скорее, как на проблему с нами самими, как на личный дефект, то сразу почувствуем, что она овладевает нами. В конце концов, как вы можете изменить всю свою жизнь? Не окажется ли это гораздо труднее, чем просто изменить свои действия в конкретной области? Посмотрите, нет ли у вас подобного убеждения личного характера. Как вы можете заставить себя воодушевиться, постоянно занимаясь самобичеванием?
Поддерживание этих ограничивающих убеждений равноценно систематическому потреблению небольших доз мышьяка, что через какое-то время приводит к фатальному исходу. И хотя в данном случае нам не грозит неминуемая смерть, мы начинаем эмоционально умирать с того момента, как приняли то или иное пагубно действующее убеждение. Поэтому необходимо избегать их во что бы то ни стало.
Помните: пока вы верите во что-то, ваш мозг работает на автопилоте, отфильтровывая любую поступающую из внешней среды информацию и выискивая подтверждения, чтобы оценить ваше убеждение, независимо от того, какое оно.
Не что иное, как разум, делает добро из зла, определяет не счастье или счастье, богатство или бедность».
Эдмунд Спенсер»
Энтони Роббинс, Разбуди в себе исполина, Минск «Попурри», 2012 г., с. 91-92.