Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
«… тезис Кроче, растравил душу не одному критику. «Нет человека, который бы не был, каждый по своему, поэтом».
Великие артисты отличаются от простых смертных не качественно, а количественно. Если бы дело обстояло иначе, не было бы ценителей, как, впрочем, и шедевров искусства. Сам факт их понимания и оценки говорит о том, что у публики есть хоть грамм того, чем обладает стократ больше великий художник.
Кроче попытался доказать этот тезис в виде теоремы, включив в неё понятия «творческого гения» и «репродуктивного вкуса».
Теорема такова. Предположим, некий господин А ищет экспрессию, чтобы выразить впечатление, которое он чувствует. Пробы, одна за другой оставят его неудовлетворённым, пока, наконец, не будет найдена точная форма, она-то всё и прояснит: «На мгновение его поразит эстетическое наслаждение от встречи с прекрасным. Убогое, безобразное, вместе с неизбежным спутником - разочарованием, было тем препятствием, которое не могла одолеть эстетическая активность. Но в итоге триумф очевиден и объясним тем, что прекрасное раскрылось навстречу активной экспрессии» («Эстетика», с. 150). Ясно, что этот пример типичен, его можно умножить в любой из областей искусства. Теперь другой господин В погружается в стихию вербальной, музыкальной или графической экспрессии господина А. Если последнему удалось выразить себя отчётливо и адекватно, то и В прочувствует экспрессивную силу красоты.
Возникает проблема: иные работы, оцениваемые художником высоко как удавшиеся, публика и критика не воспринимают как шедевры, и наоборот, успехом часто пользуются те сочинения, по поводу которых сам автор невысокого мнения. Значит ли это, что тезис ошибочен? Нет, отвечает Кроче, это лишь значит, что одна из сторон заблуждается: либо художник, либо публика или критика. В первом случае мы имеем продукт экспрессии, недостаточно созревшей. Во втором - теоретические предрассудки, но в обоих случаях - факты случайной этиологии, а не структурные причины. […]
Из теоремы следует, что «оценивающая активность, когда критикуют, признают или не признают образ прекрасным, должна быть идентична продуктивной. Различие относится только к обстоятельствам, ибо сначала речь идет о творении, а в другом случае, о воспроизводстве. Оценивающая активность называется вкусом, активность продуцирующая - гением: гений и вкус, стало быть, по существу идентичны» («Estetica», с. 152).
Страница, где речь идёт о перевороте в эстетике, даёт нам, возможно, как в стоп-кадре, образец стиля мышления Кроче. Воздвигая пропасть между гением и вкусом, разве можно понять общение и оценку? «Как можно судить о том, что нам чуждо? Произведённое одним типом активности может ли быть предметом оценки тем, чья активность решительно иного плана? Чтобы понять великого гения-художника, надобно быть маленьким гением-критиком, соотношение сил, скажем, десять к ста, но все же первому необходима поддержка второго, чтобы достичь определённых вершин, значит, природа творчества того и другого та же самая. Чтобы судить о Данте, нужно быть на его высоте.
Эмпирически понятно, что мы не Данте, а Данте не мы, но, по крайней мере, в момент созерцания и восхищения наш дух не может не слиться с его духом, став одним. По сути только в таком тождестве и скрыта возможность для наших душ, одолев ограниченность, стать великими, хоть на миг ощутить универсальность духа» («Эстетика», с.154-155).
Отбиваясь от критиков, Кроче отстаивал свою позицию: «Я не просто отождествляю два способа поведения, которые в обыденном языке называют гением и вкусом (вкушающим созданное). Я лишь говорю, что и тот и другой причастны к одному и тому же типу духовной активности...
Разве не очевидна разница между тем, кто написал «Отелло», и мной, который читает и. оценивает этот шедевр? Но, с философской точки зрения, акт творения и понимающий взгляд на него идентичны, если говорить о качестве, а не о количестве. Та небольшая доза фантазии, которая есть у меня, ведь просто необходима иному Шекспиру, такое уподобление нужно, чтобы сочинить и разыграть перед самим собой жуткую трагедию страсти Отелло. Шекспиру нужен я и другие, как я, чтобы подняться на вершину, с которой все будет видно... Я и автор «Отелло» сделаны из одной эстетической субстанции, пусть она разделена меж нами непоровну, но и разные обстоятельства запрашивают от нас дозы неравные» («Проблемы эстетики», с. 467). […]
Положение Кроче о взаимообусловленности гениальности и вкуса, ренессансное в генезисе, логически вполне приемлемо. Однако эмпирически знакомые всем факты неприятия публикой таланта (когда лишь смерть удостоверяет потерю гениальной личности), либо одного гения другим заставляют искать причины внелогического характера. Скажем, непонимание и неприятие Толстым Шекспира дает повод предполагать наличие разных экспрессивных систем, культурных типов гениальности и вкуса, соответствующих различным эпохам, культурам, этносам. Но, по-видимому, социальный аспект искусства мало занимал Кроче. Более того, в едином эстетическом пространстве с системой абсолютных ценностей ему виделось преодоление конфликтов современного мира, тоскующего по гармонии прекрасного».
Мальцева С.А., Философско-эстетическая концепция Бенедетто Кроче. Диалог прошлого с настоящим, СПб, 1996 г., с. 37-39.