Механизмы психологических защит
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
ЭтикаЭтика и этические системы
X
Механизмы психологических защит
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
ЭтикаЭтика и этические системы
X
«… у меня три совета на тему об одежде и косметике.
Первый обращён к женщине, которая просто проходит мимо храма. В её утренних замыслах посещения храма не было. Но вот проходила мимо, и в сердце шевельнулось желание зайти. Одежда её «нецерковная»... Что делать? - Зайти. Если женщина знает, что у неё такая одежда, что может вызвать нарекания прихожанок, и тем не менее заходит на минутку в храм ради молитвы о своих детях, то это своего рода исповедничество и юродство: готовность принять неприятности и оскорбления ради того, чтобы помолиться.
Второй совет к женщине, которая специально идёт на службу. Ей я советую одеться «по-церковному». Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у святителя Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.
Открою тайну: мы, церковные люди, больны. Больны мы своей
неправославностью: молитвенное славословие не всегда течёт само радостно и легко, часто к нему приходится понуждать себя. А в этом случае - «и выхода другого нет: если в душе не лежит Евангелие, то в эту пустоту надо положить Типикон (устав богослужения), тем более, что эта книга гораздо больше. И Типикон нужен Церкви. Дело не в нём, а в потере чувства духовной меры: относительности и вечности». Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности - очень трудно. «Мои мысли - мои скакуны». Только расслабился - и они ускакали прочь из храма, надо бежать за ними и возвращать. Конечно, человек отвлекается. Конечно, осуждает себя за эти отвлечения. И конечно, ищет возможности оправдать хотя бы некоторые из них.
И так - на всех уровнях. Стоит бабушка, сама себя назначившая старшей дежурной по третьему подсвечнику справа, и всю службу играет в бесконечный пасьянс со свечками. Понимаете, она нашла дело, которым она сублимирует свою немолитвенность. В алтаре алтарники устраивают какую-нибудь бесконечную чистку кадила, а священники ведут умно-неотложный богословский разговор. На клиросе дьякон заводит профессиональный семинар с регентом о церковной музыке. «Отмазки» можно любые найти, но всё это будут попытки подменить дело тем, что святой Феофан Затворник называл «приделком». Дело одно, а приделков много. И тут нам предоставляется такой удачный повод заняться чем-то другим помимо молитвы.
А раз так - то зачем же задирать больных? Зачем давать повод ищущим повода? Зачем помогать впадать во грех?
Так что, идя в храм, лучше одеться так, чтобы твоя одежда не давала повода отвлекать от молитвы ни тебя самого, ни других людей.
Третий мой совет - к самим прихожанам. Снова представим первую ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма, и у неё появилось желание зайти. Но тут уже другая мысль остерегла её: «Ты не так одета! Тебе туда нельзя!» Вопрос: какая из этих мыслей - от Бога, а какая - от лукавого? Кто позвал эту женщину в храм, а кто - отпугнул? Убеждён, что мысль о посещении храма была от Господа, а другая, пугливая мыслишка - пришла «слева». Так зачем же нам-то становиться союзниками этого «левого»?
И ещё нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю - меня терпят.
Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут - Господь. Он позвал нас к Себе. Вспомним притчу о званых на царский пир (Мф. 22). Почетные гости не пришли. Царь тогда приказал позвать бомжей. Вот мы и есть эти бомжи.
Подобрали меня на Курском вокзале, обмыли, приодели, привели в царские палаты. Сижу я и млею: «Скажи кому из наших, где я сегодня оказался, - не поверят! Подумать только: вот я - а вот царь... вот царь - а вот он я!» И вдруг нить этих моих сладких рефлексий прерывается. Входит новый гость. Так имею ли я право сказать на таком пиру при виде очередного гостя: «Да хтой-то там припёрся! Государь, да ты глянь! Тут же только порядочные люди: ты да я, да мы с тобой! Это же Гришка с Павелецкого вокзала! Да он мне вчера бычок не оставил! И вообще он павелецкий, их в нашу приличную компанию брать нельзя, тут все только с Курского!»
Так что не надо в Церкви хозяйничать и изгонять из неё тех, кого позвал сам Владыка».
Кураев Андрей, Церковь в мире людей, М., «Издательство Сретенского монастыря», 2009 г., с. 233-235.