Построение научных моделей
Эксперименты и моделированиеСоздание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
Метод - умение решать задачиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Построение научных моделей
Эксперименты и моделированиеСоздание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
Метод - умение решать задачиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Изучая деятельность творческих личностей, которые создавали новое направление в технике и науке, Г.С. Альтшуллер пришёл к выводу, что для получения первых принципиальных результатов они часто использовали простое оборудование, что делало их принципиально независимыми от действий и прихотей Внешних обстоятельств.
«Часто возражают: «Многие современные цели, например в медицине, принципиально недостижимы без использования спецоборудования: сложных и дорогих рентгеновских микроскопов, мощных ЭВМ, лазерных установок. Означает ли это, что такие цели не относятся к достойным? Мы рассматриваем стратегию ТЛ, то есть одного человека. Ход […] выражает простую мысль: одиночный исследователь должен выбирать цель, достижение которой не требует сложного, дорогостоящего, дефицитного оборудования. Это вовсе не значит, что цель должна быть небольшой. Напротив, новая идея, выдвигаемая одиночным исследователем, чаще всего содержит совершенно неожиданную концепцию, открывает новые миры. Большинство крупнейших открытий и изобретений были созданы, в сущности, в домашних условиях с использованием самодельного оборудования. На первых порах работает найденная концепция. Всё зависит именно от неё, а не от сложности и точности оборудования. Первый прибор Майкельсона стоил всего 10 долларов. А последняя установка Майкельсона обошлась в 50 000 долларов. Качественной разницы между результатами не было».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 162-163.
Вот характерный пример из научно-фантастического рассказа:
«Как ни странно, в истории техники нет ни одного случая, когда работа велась бы в нормальных условиях. Всегда что-то мешало, и ещё как! Величественные старцы с прекрасными волнистыми бородами и гордо устремлёнными вдаль взглядами существовали только на страницах «Чудес техники». На деле же были люди, издёрганные непониманием окружающих, вечно спешащие, осаждаемые кредиторами. Пытаясь создать новое, они неизбежно вступали в конфликт с научными истинами своего времени. И надо было, преодолевая неудачи, ежедневно, ежечасно доказывать себе: нет, все ошибаются, а ты прав, ты должен быть прав... Тут не до гордых взглядов вдаль. Взгляды появились позже - усилиями фотографов и ретушёров».
Генрих Альтов, Создан для бури / в Сб.: Опаляющий разум, М., «Детская литература», 1968 г., с. 92-93.
По мере развития конкретного технического или научного направления, действует и противоположная тенденция: научное оборудование неуклонно усложняется. Так, исследования в современной электронике, микробиологии, химии, физике, астрономии – малореальны без специализированного оборудования.
Вот как рассказывает о научном оборудовании П.Л. Капица:
«При создании таких институтов, оборудованных всеми удобствами для научной работы, часто возникает вопрос как у нас, так и на Западе: правильна ли сама идея создания таких институтов? Ведь самые большие, самые значительные научные открытия, почти все без исключения, были сделаны при помощи самых элементарных, простых средств. Зачем же строить такие институты, если все мировые открытия были сделаны с чрезвычайно простой аппаратурой? Этот вопрос дискутировался у нас и дискутировался на Западе. Я читал только что вышедшую книгу Дж. Дж. Томсона «Воспоминания и раздумья», в которой он описывает всю свою жизнь. Он останавливается и на этом вопросе. Я хочу привести выдержку, которая имеет большой интерес, так как именно Томсон из всех физиков конца прошлого и начала этого века сделал самые фундаментальные открытия. Он открыл электрон, открыл изотопы, а работал он с чрезвычайно простыми средствами. Что же он думает об этом? Он говорит следующее:
«...Обычно не первый шаг в открытии нового физического явления стоит больших денег. Так, открытие Рентгеном Х-лучей, или супругами Кюри радия, или продолжительные опыты Вильсона над образованием капелек на частицах, заряженных электричеством, - все они стоили ничтожные суммы. Открытия, подобные этим, обязаны тому, что не может быть куплено, - именно остроте и силе наблюдательности, интуиции, непоколебимому энтузиазму до окончательного разрешения всех затруднений и противоречий, сопутствующих пионерской работе. Когда первоначальное открытие сделано, наблюдаемый эффект очень мал и требует целого ряда длительных опытов для получения достоверных результатов. Вот это стремление добиться большого эффекта и стоит дорого. Это может означать затрату многих тысяч фунтов стерлингов для постройки сильных магнитов, или даже для получения электродвижущих сил во много сотен тысяч вольт, или же для приобретения больших запасов радия. Но все эти деньги хорошо израсходованы, так как они дают нам возможность добиваться новых знаний гораздо быстрее и с большей достоверностью».
Эта идея Томсона совершенно правильна. Когда Колумб отправился в экспедицию, результатом которой было открытие Америки, он плыл на простом маленьком фрегате, на лодчонке с современной точки зрения. Но чтобы освоить Америку, потребовалось построить большие корабли, как «Лузитания», «Титаник», и это полностью себя оправдало. Мне кажется, совершенно правильным идти по пути строительства совершенных институтов, оборудованных по последнему слову техники».
Капица П.Л., Эксперимент. Теория. Практика, М., «Наука», 1987 г., с.130-131.
Естественно, наличие сложного оборудования ещё не гарантирует творческие результаты высокого уровня...