Уровни самосознания человека по Г.И. Гурджиеву

«С 1912 года Гурджиев выступает в Москве и Петербурге с лекциями, призванными «заразить» слушателей идеей существования совершенно новой формы мышления и заинтересовать их «технологиями» работы над собственной личностью. Система «человека с лицом индийского раджи или арабского шейха» синтезировала мистические, философские, оккультные и научные принципы и была рассчитана на интеллектуалов, разочаровавшихся в модных мистических учениях Блаватской, Безант, Чарлза Летбиттера, Папюса и европейских вариаций йоги начала XX века.

В отличие от других гуру, Гурджиев не столько провозглашал доктрины, сколько давал ясные упражнения и методы, позволяющие совершить скачок в области собственного сознания, изменить себя - «гадкого утёнка», не подозревающего, что он может стать «лебедем».

В отличие от большинства магов, Гурджиев был не только прекрасным и добросовестным учителем, но и талантливым учеником. Он чувствовал свои обязательства перед людьми и считал, что группа людей способна достичь большего, нежели одиночка. Он учил и учился одновременно -  черпал знания у тех, кого учил.

Именуя свой путь «четвёртым» (после факира, монаха и йога), он настаивал на необходимости психической, эмоциональной и интеллектуальной дисциплины: «путь ловкого человека» - путь многознания, самодисциплины и самостоятельности. «Четвёртый путь», приятное и продолжительное погружение в «работу», даёт человеку новую степень свободы, делает его творческой личностью, расширяет самосознание. Гурджиев видел свою задачу в максимальной замене «магии» психологией и его высшая заслуга заключается в том, что он действительно подготовил систему психологических знаний, в чем-то подобную фрейдовской или юнговской.

Гурджиев неоднократно подчёркивал свойственные ему энергию, силу, работоспособность, а также - гипнотические и телепатические способности. Он верил в собственный дар лечить тяжкие хвори силой внушения и предостерегал своих учеников от опасности подпадать под влияние «массового гипноза». Целью своей жизни он видел «исследовать со всех сторон и понять точный смысл жизни человека. […]

Гурджиев требовал от учеников отыскивать в себе божественную искру, освобождаться от груза ложных «я», не позволять своему прошлому становиться будущим. В книге Агенты разведки Тимоти Лири приводит гурджиевские правила повышения уровня самосознания человека:

1. Попытайся добраться до сути событий, от которых остальные люди отмахиваются, как от таинственных и загадочных.

2. Никогда не делай чего-то только потому, что это делают другие.

3. Никогда не думай так же, как думают другие.

4. Доверяй только собственному виденью мира, а не тому, как видят его другие, да и собственному мнению доверяй не очень надолго.

Претерпев в жизни множество испытаний и невзгод, Гурджиев внушал ученикам принцип Достоевского «необходимо страдать»: «Вам нужно пройти через страдание. Вы должны научиться страдать не так, как вы сейчас страдаете, а осознанно».

Страдание и шоковые впечатления необходимы для пробуждения расширенного чувства реальности, для преодоления в себе робота, для интенсификации работы над собой. Работа -  важный элемент учения Гурджиева. Но человек должен работать как труженик, а не как машина, должен все время «ощущать» свое тело и осознавать его активность. Чувство глубокого удовлетворения можно получить, лишь «распахнув» окно сознания и вовлекая себя и свою волю в работу. К. Уилсон определил этот аспект учения Гурджиева как «прикладной даосизм». Действительно, главной целью работы является подъём самосознания для достижения состояния «воспоминания себя». […]

Положив в основу своей деятельности практическую групповую работу с учениками, Гурджиев особенно не заботился о создании канонического корпуса своего учения, причём несводимость его системы к фиксированной сумме идей декларировалась как один из основных её принципов, в соответствии с которым степень полноты восприятия человеком системы идей зависит не от этой системы, а от уровня его бытия».

Гарин И.И., Что такое мистика? В 2-х томах, Том 2, М., «Терра»; «Книжный клуб», 2004 г., с. 773-774, 778-779 и 780.