Серия инициаций учеников в школе Пифагора

«Философская школа Пифагора была в известной мере также серией инициации, поскольку он заставлял учеников проходить через различные ступени и никогда не вступал с ними в личный контакт, пока они не достигали определённой степени совершенства.

Согласно его биографам, степеней было три.

Во-первых, это касалось «Математики» - его ученикам вменялось в обязанность знание математики и геометрии, которое было тогда и могло бы быть сейчас, если бы масонство было должным образом внедрено, основанием, на котором воздвигалось всё знание.

Во-вторых, это касалось «Теории», которая имела дело с искусными приложениями точных наук.

Наконец, речь шла о степени «Избранности», которая присваивалась кандидату тогда, когда он постигал свет полного просвещения, какого только можно было достичь.

Ученики пифагорейской школы разделялись на «экзотериков», или учеников внешних степеней, и «эзотериков», тех, кто проходил третью степень инициации и был допускаем к секретной мудрости. Молчание, секретность и безусловное повиновение были кардинальными принципами этого великого ордена.

Основной догмат пифагорейской доктрины (кстати, общий с орфиками и ессеями) - догмат предсуществования души, в котором кроется причина её бессмертия: «Душа, спускающаяся из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью».

Пифагорейские общины намного пережили своего создателя, распространив своё влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилию. Уже при жизни Платона, в Таренте, куда в IV в. до н. э. переместился центр пифагореизма, существовала сильная община, руководимая другом Аристокла Архитом. Пифагорейские традиции не угасли даже в эллинистическую эпоху, когда пифагореец Ликон выступал против Аристотеля.

Сам Платон в известной мере может рассматриваться как последователь Пифагора - именно у него он заимствовал идеализацию и субстанциализацию чисел, образующих промежуточную реальность между эйдосами и вещами (у раннего Платона числа «неотделимы» от вещей). Связи между двумя крупнейшими мыслителями и мистиками античности столь сильны, что породили понятия пифагорезирующего платонизма или платонизирующего пифагореизма.

Судя по всему, Пифагор не был человеком крайностей и, подобно поздним греческим мудрецам, учил умеренности во всех начинаниях: «Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств, и огнём и мечом изгонять из тела болезни, из души - невежество, из живота - обжорство, из городов - призывы к бунту, из семьи - раздоры». Согласно его учению, нет большего человеческого преступления, чем анархия.

Пифагора можно назвать не только отцом математики, но и крёстным нумерологии, считавшим, что математика не просто описывает природу, но внутренне присуща самим вещам: «Все вещи суть числа». Величайшая интуиция Пифагора - синтез математики и мистики, создание своеобразного математического мистицизма».

Гарин И.И., Что такое мистика? В 2-х томах, Том 2, М., «Терра»; «Книжный клуб» 2004 г., с. 414-415.