Основные работы в области методологии науки
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Основные работы в области методологии науки
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
«Среди гуманитариев наибольших успехов в области метатеории добились специалисты по этике.
Для построения метапсихологии важно, что метаэтика:
- поставила под сомнение взгляды почти всех предшественников;
- со временем выработала специальную терминологию;
- на начальном этапе в качестве основного метода использовала логико-лингвистический анализ, точнее, логико-семантический анализ обыденного языка и этических текстов и апеллировала к «здравому смыслу»;
- развивалась несмотря на то, что научный статус этики был и остаётся спорным;
- охватывает сегодня основные методологические вопросы этики: о её предмете, структуре, методах, функциях, а также - в силу традиционного неразличения этики и морали - о структуре и механизмах морального сознания в целом (включая его психологические компоненты);
- допускает исследования на двух уровнях - «теоретическом» и «прикладном»;
- вызывает устойчивую неприязнь этиков к метаэтической «формалистике», освоение которой требует значительных усилий, в то время как обнаруживаемые с её помощью формальные ошибки игнорируются сообществом специалистов по этике.
В отличие от математиков, преследовавших при создании метаматематики созидательные цели, основатель метаэтики Дж. Мур (Мур, 1984) и его последователи заложили в её основание критические тенденции поиска логических ошибок, а не сохранения важнейших результатов. В.А. Мазилов отмечает сходный феномен применительно к психологии: «Кант был одним из первых методологов психологии, а методология (в этом проявились особенности самого Канта как личности) приняла форму критики».
Как важный контекстный фактор отметим, что из-за непримиримых споров в социогуманитарной сфере в XX веке трудно обнаружить фигуру, обладающую бесспорным авторитетом среди современников, таким, как Д. Гильберт среди математиков.
Специфика гуманитарных наук проявляется также в использовании психолингвистического анализа, позволяющего, в силу укорененности многих терминов в обыденном языке, получать нетривиальные выводы о сложных социально-психологических феноменах. Они противостоят мнению представителей естественных наук, отвергающих, что «идеи» вещей «обладают некой трансцендентальной реальностью и что, анализируя идеи, мы можем узнать нечто, если не всё, о свойствах реальных вещей» (Хайек, 2003, с. 34).
Подведем итоги междисциплинарного анализа.
1. Значительное количество учёных, в том числе обществоведов и гуманитариев, обнаружив кризис оснований своей науки, пришло к идее метанауки, понимаемой как логическая рефлексия о собственных теориях и используемых методах в рамках исходной дисциплины.
2. Часть из них, например, математики, увидели в метанауке инструмент сохранения важнейших результатов.
3. Другие, например, этики, рассматривали метанауку, прежде всего, как инструмент обнаружения ошибок и противоречий.
4. Разные науки использовали специфические методы мета-анализа.
Для построения метапсихологии как психологической, а не философской дисциплины желательно, исходя из опыта других наук, разработать подход, в рамках которого возможен, с одной стороны, синтез различных, как правило, противоречащих друг другу психологических концепций, сохранение основных полученных в них результатов и, с другой стороны, устранение устаревших и ошибочных положений, переписываемых авторами учебников друг у друга».
Чуприкова Н.И., Из опыта интеграции психологических знаний, в Сб.: Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлёв и А.В. Юревич, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2007 г., с. 489-491.