О мудрости и философии по Ю.А. Шрейдеру

«Загадка притягательности философии мне видится в том, что любовь к мудрости есть нетерпимость ко лжи. Это непрактично, ибо мудрость требует недостижимого для человека совершенства. Но любовь и стремится к недостижимому, а не удовлетворяется доступным. Этой загадке, по сути дела, было посвящено моё выступление на «круглом» столе «Необходимость философии», который происходил на философской конференции в Пушкино (осень 1981 г.). Текст этого выступления я счёл нужным подвергнуть лишь минимальному редактированию. Этот текст так и был заготовлен в виде тезисов, которые назывались:

«Заметки о философии»

1. Философа отличает странная вера в то, что знание фундаментальных свойств реальности небезразлично для личного существования.

2. Философия ставит одни и те же вечные вопросы, не только не решая их, но и не обещая их решить.

3. Философия, в сущности, рассматривает одну проблему: «Как жить дальше». Эту проблему она принципиально не может решить, но, строго говоря, ответ на неё был бы невозможен без философии.

4. Философия в принципе не имеет догматов. На любые исходные положения она имеет право и даже обязана смотреть критически, сделав их предметом своей рефлексии.

5. Наука и религия обязаны принимать догматику. Этой ценой покупается возможность получать ответы на поставленные вопросы.

6. Философ не может в своих рассуждениях ставить себе какие бы то ни было догматические ограничения. Его дело артикулировать догматы науки и религии.

7. Сидеть между двух стульев - это эклектика. Сидеть на двух стульях - это диалектика. Кстати, это вполне реально. Можно сидеть на двух стульях вдвоём - это дискуссия. Можно одному - это рефлексия.

8. Свобода философии от догматов покупается невозможностью исключить из философии какую бы то ни было систему или построение. Ошибочных философских построений не бывает. Не бывает и устаревших. Эйнштейн - это уже история науки. Платон - это философия сего дня. И ещё покупается эта свобода отсутствием результативности. Чтобы получить результат, наука  вынуждена догматизировать плодотворные установки.

9. Философия прокладывает необходимый мостик через пропасть между наукой и религией (искусством и религией, нравственностью и религией). Наука - это сфера конечного, догматизируемая в своём отрыве от трансцендентального. Догмат самодостаточности конечного даже не осознается как догмат, а представляется великим освобождением науки. Религия - это постижение бесконечного. То, что внутри науки кажется освобождением, философия осознает как порабощение. То, что религия принимает как догмат, философия осознает как имеющее разумную интерпретацию.

10. Философия - это высвобождение духа. (Наука - взнуздание духа, религия - стяжание духа.)

11. В эпохи кризисов веры религия нуждается в философии особенно остро: так появляются св. Августин, св. Фома, Паскаль, Лейбниц, Беркли, Вл. Соловьев, П. Флоренский и др. Великие каппадокийцы - Отцы Церкви были выдающимися философами.

12. Философия берёт от науки формы: университетские кафедры, учёные степени, блеск эрудиции. Но не философ тот, кто всерьёз верит, что для занятия философией необходимы университетская кафедра или учёная степень. Учёному же профессионализация нужна по сути дела.

13. В философии нет бесспорных построений, нет рассуждений, которые нельзя было бы оспорить. Проблема истинности уступает первенство проблеме осмысленности.

14. Философская проблематика глубоко интимна, она касается глубинных струн души. Любое подлинно философское высказывание выявляет внутренний мир его автора. В этом философия гораздо ближе к поэзии, чем к герметичной науке.

15. Соавторство в науке возможно между душевно далёкими. В философии - это интимнейшая близость, касание души.

16. Неблагодатность философии в том, что нет слов, чтобы выразить глубинное, и нельзя, оставаясь в чистой философии, апеллировать к откровению. Остается только мужественно искать. разрешение, ощущая потери смысла. Остается только неизбывная вопросительность. Удовлетворение в философии невозможно, просветление души - это другая сфера.

17. Если спасение дело не только индивидуальной души, но общее дело человечества, то философия необходима. В присутствии Бога философия не нужна и даже невозможна, но в поисках Его даже любой из апостолов становится философом. Поиск утраченного смысла для человечества, устроительство ноосферы - вот задача философии.

18. В обвинение философии можно поставить создание фикций, выход на псевдопроблемы и псевдорешения. В оправдание она может предъявить только ничем не ограниченное стремление к поиску истины, снимание покровов с сокровеннейшего, снятие ложной таинственности, бесстрашие перед антиномиями бытия.

19. Снять антиномию - не задача философа, это делает жизнь. Высветлить её, обострить, выразить в парадоксе, противоречии, противопоставлении - вот задача философии. Философия не эсхатологична, она не выдает векселей, не планирует финальных ситуаций.

20. Философское отрицание Бога есть тем самым Его утверждение в поисках смысла. Бессмыслица - вот подлинное отсутствие Бога.

21. То, что я пишу, это, скорее, не выяснение сути философии, но позиции философствующего.

22. Сократ, задающий «неприятные» вопросы, - вот первообраз отчётливой философской позиции. Собеседники Сократа отнюдь не глупы, они понимают многое, но... в рамках традиции, в рамках неосознаваемой догматики.

23. Сократ должен был быть приговорён к смертной казни. Общество, даже самое просвещённое, не может терпеть в своей среде подлинного философа: не обязательно умерщвлять его, можно приспособить, кастрировать и т.д.

24. Философу не задано роли в обществе, он его разрушает. Создавать он может лишь мечту о Граде Небесном. Но её можно приспособить как основание Града Земного. Так парадоксальным образом воплощается нужда общества в философе.

25. Истинное философское рассуждение балансирует на самой грани бессмыслицы, в противоречивости своей порывая со здравым смыслом. Запас прочности, отделяющий рассуждение от грани потери смысла, гасит философскую мысль в топком болоте обыденности. Логичнейший Витгенштейн работал на грани пошлости, которая обессмыслила бы работу его мысли, если бы она перешла эту грань. Только вблизи этой грани, отделяющей торжество здравого смысла от нелепицы, рождается подлинный смысл.

26. Диалектика - это способ говорить о невозможном, о немыслимом с точки зрения здравого смысла. Невыносимость противоречия рождает содержание. Это прыжок через трюизм в область неизведанных смыслов.

27. Остроумие часто доставляет единственный способ сохранить себя от внешнего давления чужой логики или чужих мнений.

28. Два качества необходимы философскому разуму: бесстрашие и смирение. Без первого он оказывается в путах очередной догмы: философской, научной или религиозной. Без второго он оказывается в плену конечного, теряет выход к абсолюту.

29. Заблуждения учёных приводят к открытию частичной истины, остающейся в науке навсегда. Заблуждения философов закрывают путь к истине».


Шрейдер Ю.А., Загадочная притягательность философии (субъективные заметки), в Сб.: Философия не кончается… Из истории отечественной философии: ХХ век 1960-1980-е годы, в 2-х книгах, Книга 2 / Под ред. В.А. Лекторского,  М., «Росспэн», 1999 г., с. 201-204.