Художественная критика
СМИОтдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
X
Художественная критика
СМИОтдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
X
«Вы хотели говорить со мной о музыкальной критике.
- Мы хотели спросить у Вас почему вы так недовольны ею, - ведь в конечном счёте это не так уж важно.
- Меня и не интересует «конечный счёт». Я протестую против права высказывать критику словом - Вольтер наоборот. Недавно, в попытках защитить некоего критика, мне привели следующий аргумент: хотя он часто бывает неправ, зато он честный. Это замечание показалось мне одновременно лишённым всякой логики и весьма обескураживающим в этическом отношении. Я всегда считал, что важнее верность высказываемого мнения, а отнюдь не его честность. Кстати, с каких это пор честность стала настолько экстраординарным явлением, что заслуживает специального упоминания?
- В чём состоят Ваши основные претензии к ныне существующей системе музыкальной критики?
- Когда лимит времени очень ограничен, критика нового сочинения (я не говорю об исполнении) должна состоять, скорее, в описании этого сочинения, а не в скоропалительных суждениях о нём. Не вызывает сомнений также, что рецензент должен обладать определённой квалификацией, - хотя бы хорошо читать аудиограмму. Но единственное требование, предъявляемое к музыкальному критику сегодня, это умение выдать пять тысяч более или менее «читабельных» слов в отведенный час или полчаса. Достигнутая в Нью-Йорке способность поставлять в прессу словесную жвачку, - будь то ежедневная доза или непринуждённая беседа в воскресном выпуске, - может по праву претендовать на престол на любом поприще, которые в прошлом характеризовались весьма четкой специализацией. «Тайм», например, проявил неожиданное гостеприимство, переместив спортивного обозревателя сначала за стол главного музыкального критика, а затем - театрального.
- Но разве это важно? Ведь существуют же критические издания разного масштаба, начиная с ежедневных и еженедельных.
- Я говорю не вообще. Отдалённые и продуманные отклики гораздо меньше влияют на возникающие немедленно, способствующие популярности коммерческие процессы, которыми живут музыканты. Плохая и недоброжелательная газетная рецензия может иметь катастрофические последствия для одарённого новичка, чьё произведение, если оно действительно хоть в каком-то смысле новаторское, скорее всего, не может быть правильно оценено после одного прослушивания.
- О каких последствиях Вы говорите? И есть ли принципиальная разница между тем, что происходит сейчас и происходило раньше?
- Последствия заключаются в том, что дальнейшее исполнение и издание несомненно зависят от критики, - это ответ на первый вопрос. Что же касается второго вопроса, то нахожу, что положение композитора коренным образом изменилось, но стало ли оно более рискованным в коммерческом отношении, я не знаю. Возможности исполнения крайне ограничены, а сети концертных залов перегружены. Поэтому композитор должен становиться антрепренёром и формировать концертные организации, которые дадут возможность вступать в долю с другими композиторами-антрепренёрами. Художественная его позиция тем временем состоит в основном из одних дилемм. «Как Бог на душу положит», - слышит он с одной стороны, а с другой раздаётся: «Да здравствует комбинаторика!» Между тем, скорее всего, он и слыхом не слыхал в своей консерватории о подобных концепциях. Его выпестовали в технике, которая так же полезна ему теперь, как запчасти для оборудования, годного лет семьдесят пять тому назад. Педагоги один за другим ещё больше сбивали его собственной циничной погоней за модой. Хотя ради справедливости к педагогам следует заметить, что в искусстве ещё не было такого периода, когда нотация испытывала бы такие злоупотребления, чтобы становилось трудно провести грань между «фокусами» в нотных обозначениях и настоящей музыкальной фантазией. Короче говоря, современная музыка на любом уровне - это очень сложное дело, и в него не следовало бы вмешиваться критикам-любителям.
- Но композиторов всё-таки издают и исполняют, и хороших тоже, если судить в среднем.
- Да, однако, немногие счастливые случайности не могут оправдать целого. Аргументы же в пользу целого - это количество, но аргументы количества грубо искажают действительность. В недавней шумихе по поводу подъёма национальной культуры, поднятой в журнале «Тайм», прозвучало, в частности, заявление, что количество наших симфонических оркестров с 1950 года возросло «с 800 до 1300» и что в течение последнего года в Соединенных Штатах было продано «18 миллионов пластинок с записями классической музыки». Какую бы точку зрения ни отражала эта арифметика, и сама эта точка зрения, и цифры так же опасны и так же вводят в заблуждение, как откровенная ложь. Эти возмутительно односторонние утверждения представляют собой отнюдь не безобидный нонсенс, но передёргивание, заслуживающее наказания. Какие пластинки классической музыки? 17,9 миллиона «запасного» Чайковского? (И чего ради они называются «High fidelity»? (Разве недостаточно просто «fidelity?»). («High fidelity» - высокая точность - название американского журнала об радиоаппаратуре и пластинках – Прим. И.Л. Викентьева).
Количество симфонических оркестров раздуто, по крайней мере, на девяносто восемь процентов. Между тем я думаю, что в лучшем случае их стало 13 вместо 8, и при этом я глубоко сомневаюсь в том, что 13 симфонических оркестров могут обеспечить прожиточный минимум всему своему составу, и уже просто уверен, что гораздо меньше 13 в состоянии продемонстрировать первоклассное исполнение новых партитур наших ведущих композиторов. Я действительно не знаю такого сочетания большого симфонического оркестра с постоянным его дирижёром (провал исполнения всей Симфонии Вольпе Нью-Йоркским филармоническим оркестром - яркое доказательство моей правоты), которому такой, например, композитор, как Эллиот Картер мог бы доверить новое сочинение крупной формы (Magna Carter).
Между композиторами и исполнителями нет настоящей связи, - и это ещё один огромный вопрос. В названиях расплодившихся повсюду Центров Исполнительского Искусства не фигурирует даже слово «творческий», настолько отсутствует эта связь».
Интервью И.Ф. Cтравинского «New York Rrview of Books», в Сб.: Стравинский – публицист и собеседник / Ред.-сост. В. Варунц, М., «Советский композитор», 1988 г., с. 241-243.