Факт: Сергей Владимирович Михалков – академик Академии Педагогических наук СССР…
«В одной семье, в советской семье, произошёл следующий случай. Отец уговаривал своего ребёнка: «Вот как ты нехорошо себя ведёшь, не слушаешь маму с папой. Мама с папой всё для тебя делают, так о тебе заботятся. ..»
- Это не вы обо мне заботитесь. Это партия и правительство обо мне заботятся! - ответил ребёнок.
Ребёнку было пять лет. Но он ежедневно слушал радио и смотрел телевизор, и всё, что он слышал и видел, он, будучи ребёнком, впитывал в себя как губка. Поэтому ответ его прозвучал не по-детски. Ребёнку с детства надо прививать уважение и любовь к Родине, к партии и правительству, но он должен знать, что воспитывают его отец и мать.
Как много могут сделать средства информации, если это живое дело находится в руках умелых воспитателей. Но раннее «овзросление» - ненормальность, в которой ребёнок не виноват. Скорее, он жертва. Его лишили непосредственности, естественности поведения, романтики детства, подгоняя его «умственное развитие».
Как-то меня пригласили посмотреть новый документальный фильм «День в семье Никитиных». На экране творились «чудеса»: малыши читали, считали, упражнялись на турнике, чуть ли не нагишом выходили зимой на улицу.
Когда я смотрел этот фильм, да и позже, когда читал о методе воспитания детей в семье, предложенном супругами Никитиными, я всё время рассуждал сам с собой: «А не противоестественно ли такое насилие над детством? Не дрессировка ли это, не «выжимание» ли всех возможностей, отпущенных природой человеку про запас? Не вредна ли ребёнку эта педантичная эксплуатация его способностей? Даже из новой автомашины не выжимают всей мощности, а поначалу пользуются ограничителем...»
Одним словом, то, что как некое откровение предлагали с экрана зрителям, вызывало у меня протест: дети - это отнюдь не материал для подобных экспериментов.
А может, всё-таки правы супруги Никитины? Может быть, и стоит ради проверки их педагогической гипотезы пожертвовать чьим-то детством?
В статье Татьяны Снегиревой «Осторожно, детство!», опубликованной в «Литературной газете», была приоткрыта завеса над тем, что осталось для широкого круга телезрителей как бы за кадром. Оказывается, учёные - медики и педагоги - уже доказали, что одностороннее физическое развитие не укрепляет здоровья, a npeждевременное и чересчур интенсивное накопление знаний отнюдь не способствует развитию ребячьих способностей». […]
Широта знаний и глубина переживаний не всегда мирно уживаются в детском возрасте. Но из-за взрослого эгоизма и невнимания к духовному миру ребёнка мы иногда совершенно не желаем щадить нежный возраст детей. Пусть они родились во второй половине просвещённого XX века и им предстоит познать очень многое - они дети, и нельзя лишать их радости ощущать юный возраст, абсолютно ни к чему делать из них маленьких старичков.
Жажда «овзрослить» своих детей, видеть их и детьми и одновременно этакими юными мудрецами, искать в детском лепете притчи и афоризмы - это стремление взрослых очень легко угадывается самими детьми и не всегда благотворно на них отражается.
Прислушайтесь к рассказам иных мам и пап. Они полны гордой убеждённости в том, что их ребёнок необычайно интеллектуален, тонок, одарён. Не всегда об этом говорится впрямую - чаще всего рассказывается какая-нибудь история из жизни мальчика или девочки, приводится реплика ребёнка, нередко отредактированная старшими, или же на авансцене появляется сам ребёнок... Он знает: от него ждут взрослых интонаций, мудрых высказываний. И ребёнок вовсю старается не обмануть ожиданий.
Одним словом, я за то, чтобы будить в душе ребёнка добрые чувства, свойственные именно его возрасту, и я решительно против того, чтобы воспитывать всезнаек, которые могут говорить обо всём, как взрослые, на самом деле ещё очень многого во взрослом мире не понимая...
Нужно проявлять такт по отношению к детям, не говорить при них обо всех своих делах и заботах, как это часто случается…»
Михалков С.В., «Безмятежное» детство / Всё начинается с детства…, М., «Педагогика», 1980 г., с. 41-42 и 44.