Навязывание новых мнений / оценок через прессу в СССР

«Ценностные ориентации в советской детской культуре строились на системе оппозиций «хорошо - плохо», которые могли быть «приставлены» к любому явлению.

Эта система пронизывала политику, культуру, мораль, быт, и т. д. К двум простым характеристикам сводилось все многообразие окружающего мира.

Дети считались авангардом, они были чистым листом, на котором и при помощи которого власть пыталась нарисовать новую картину мира. Важную роль в этом играло искусство. Наиболее полно система оппозиций была представлена в детской публицистике, как самом мобильном и доходчивом жанре. В сравнении с предыдущими десятилетиями, когда ещё существовали частные издательства, в 30-е годы количество наименований журналов снизилось в десятки раз, и в такой же пропорции возрос тираж. Все журналы в это время были государственными, а власти было интересно не разнообразие мнений, а надёжное распространение единой картины мира.

В статье речь идёт о столичных журналах («Ёж», «Чиж», «Пионер», «Костёр»), представлявших информационный центр культуры, на который ориентировались периферийные журналы. Последние, как правило, повторяли схемы столичных журналов, от себя добавляя статьи на краеведческие темы.

Именно через журналы в сознание нового поколения активно внедряли символы, понятия и тексты новой культуры, столь же активно при этом искореняя систему культуры прошлого, с которой дети сталкивались дома.

В начале 30-х схематичная, чёрно-белая картина мира создавалась довольно прямолинейными средствами. Многие «читатели» с большим трудом воспринимали печатный текст, поэтому основными средствами были изобразительные. К любому рассказу обязательно были иллюстрации, картинки с подписями нередко заменяли статью, а рассказ мог быть в виде серии картинок с краткими пояснениями.

Все журналы в это время отрабатывают одни и те же схемы одинаковыми средствами, различия в подаче материала лишь немного разнятся в ленинградских и московских журналах. […]

В 1934 году, когда Н. Олейников стал руководить журналом «Чиж», а в Ленинград было разрешено вернуться Д. Хармсу и А. Введенскому, «Чиж» приобрёл ещё более весёлый вид. Журнал был полон стихов, головоломок, игр со словами и картинками. В подаче материала отсутствовала дидактика, такова была политика журнала. Журнал нравился не только детям, но и писателям:  «... многие авторы, если не умерли в последние годы от тоски и бездеятельности, то только благодаря журналам «Ёж» и «Чиж»» (Бианки, 1936 год).

Однако в 1936 году «Ёж» был закрыт, и хотя его находчивые создатели придумали ещё один журнал (с более подходящим для пионеров названием - «Костёр»), их самих это не спасло. Постепенно обвинения ленинградских журналов в аполитичности возрастают, затем начинаются нападки на юмористическое содержание, дело доходит до дискуссии в «Детской литературе» - в каждой ли детской книге должен быть юмор? (1937 год). В закостеневшую систему литераторы уже не смогли внести нужные изменения. В это время власть осознала важность патриотизма для картины мира, и юмор здесь был неуместен, нужны были оптимизм и героика, пропаганда усиления обороны государства.

Данный ниже список представляет собой наиболее часто упоминающиеся в детской литературе 30-х пары противопоставлений, касающихся как общезначимых понятий, так и важных только для советской действительности, отношение к которым должен был иметь каждый советский ребёнок с раннего детства.

Новое - старое

грамотность- неграмотность

общественное - личное

активность - пассивность 

труд - лень

физическая сила - слабость

знания - невежество

гигиена - грязь

атеизм - вера в Бога

твёрдость в борьбе с врагами - милосердие

советская страна - капиталистические страны

советские люди - капиталисты

колхоз - кулацкое хозяйство «сделанное руками человека» - природное.

Эти оппозиции охватывают все идеологически важные жизненные сферы, задавая основные представления о мире. Первая из них - самая главная - оценка, касающаяся времени. Граница между новым (хорошим) и старым (плохим) временем была проведена революцией.

Сами понятия «новое» и «старое» в советской культуре стали синонимами оценок «хорошо» и «плохо». Не в первый и не в последний раз в российской истории «новое - старое» противопоставлялись друг другу, однако впервые в таком качестве!
В системе культуры, созданной в 30-е годы, традиционные представления о «хорошем» и «плохом» времени полностью изменились.

Дети, родившиеся после революции, знали только «хорошее» время, что давало им огромные «преимущества» перед взрослыми, которые родились в «плохом». Советский ребенок 30-х годов уже потому был лучше любого взрослого, что у взрослого было «тёмное прошлое», опыт жизни в «плохом» времени. Советская система была первой, где «яйца» могли учить «курицу», и где новое воспитание было всеобщим – школа».

Параничева О.С., Системный взгляд на детскую литературу 1930-х годов,  в Сб.: Системные исследования культуры / Научный ред. В.С. Жидков, СПб, «Алетейя», 2006 г., с. 356 и 358-359.