Инициатором создания и первым директором «Института человека» РАН стал И.Т. Фролов.
«Делом жизни Ивана Тимофеевича Фролова стало создание Института человека, что реализовало насущную общественную потребность, назревавшую в течение нескольких десятилетий. Идея Института человека была выдвинута ещё в 20-е годы В.М. Бехтеревым: «Как это ни странно, - говорил он, - но следует отметить парадоксальный факт, что в наше время сам человек остаётся как бы забытым... упущено из виду, что впереди всего должен быть поставлен сам человек».
В начале 30-х годов идея Института человека активно обсуждалась по инициативе A.M. Горького; был создан Всесоюзный институт экспериментальной медицины.
В 60-е годы в «Литературной газете» появилась рубрика «Институт человека», в рамках которой проводились «круглые столы», на которых отмечалось отсутствие целостного знания о человеке, подчеркивалась необходимость создания методического и организационного центра, разрабатывающего общую методологию и программу изучения человека, а также ставилась задача обратить внимание научного сообщества на необходимость создания Института человека.
В 1968 г. академиком В.В. Лариным была предпринята попытка организации Совета по комплексному изучению человека на базе Лаборатории проблем управления функциями организма человека и животных имени Н.И. Гращенкова.
В 1981 г. академик Н.П. Дубинин направил на имя секретаря ЦК КПСС М.А. Суслова письмо с обоснованием необходимости создания Института человека. Письмо не нашло поддержки.
И лишь И.Т. Фролову удалось реализовать идею создания Института человека, ответив тем самым на настоятельное требование времени. Объяснить это можно видимо тем, что И.Т. Фролов смог, во-первых, предложить разработанный подход к исследованию человека, методологические основания которого были адекватны задаче комплексного междисциплинарного познания человека, и, во-вторых, провести огромную организационную и просветительскую работу как в рамках научного сообщества, так и среди широких кругов общественности. Исследовательская и организационно-просветительская деятельность И.Т. Фролова в этом направлении органично дополняли друг друга».
Корсаков С.П., Гуманистическая философия И.Т. Фролова и становление Института человека в России, в Сб.: Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи, М., «Наука», 2001 г., с. 234-235.
Замечу, что в процитированном выше Сборнике указано, что создание института было возможно в силу личного контакта И.Т. Фролова с М.С. Горбачёвым и другими руководителями…
Продекларированная задача «Института человека», а также журнала «Человек» - изучение проблем человека, решение которых невозможно вне междисциплинарного подхода, в том числе таких как: биоэтика, философия биомедицинских исследований, исследование человеческого потенциала…
Сам И.Т. Фролов написал в 1986 году о замысле института так: «A.M. Горький впервые высказал идею «объединения науки, искусства и труда» в познании и развитии человека. Больше того, он мечтал о создании Института человека. Эту идею в то время обсуждали учёные-биологи, врачи, люди самых разных профессий, посещавшие горьковский дом. Были сделаны даже эскизы барельефа «Союз труда и науки». Тем не менее тогда идея писателя не могла воплотиться в жизнь. Однако сейчас можно представить себе контуры той программы, которой мог бы заняться Институт человека:
I. Человек как ключевая проблема философии
1. Проблема человека в домарксистских философских системах.
2. Проблема человека в немарксистских философских системах XIX-XX вв.
3. Человек в марксистско-ленинской философии.
II. Человек как объект изучения специальных наук
1. Медицинские и биохимические аспекты изучения человека.
2. Психофизиологические и психологические аспекты изучения человека.
3. Изучение человека в науках гуманитарного цикла.
III. Человек как субъект деятельности
1. Человек в научном и научно-техническом творчестве.
2. Человек в художественном творчестве.
3. Человек в предметной деятельности.
IV. Человек и человечество в современном мире
1. Человек в его отношении с природой.
2. Человек в истории и культуре.
3. Человек в контексте научно-технической революции.
4. Человек в условиях противоборства двух социально-политических систем - капитализма и социализма.
V. Человекознание - единая комплексная наука о человеке
1. Методологические принципы конституирования человекознания.
2. Личностно-правовая проблематика человекознания.
3. Нравственно-гуманистические функции человекознания.
4. Воспитательные функции человекознания.
5. Прогностические функции человекознания.
VI. Вспомогательные направления
1. Источниковедение.
2. Историография.
3. Библиография».
Фролов И.Т., На пути к единой науке о человеке, в Сб.: Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи, М., «Наука», 2001 г., с. 502-503.
В ходе очередной реорганизации Российской Академии наук, Институт человека был упразднён как самостоятельная научная организация и вошёл на правах отдела в состав Института философии РАН.