Евгеника
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Евгеника
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
«1. Актуальность проекта «новой породы людей» была связана не с естественной необходимостью иметь тип личности, созвучный идеям Просвещения, а с личным иллюзорным видением преобразований русского общества Екатериной II. Находясь под сильным влиянием французских философов, она утопически предполагала, что в России возможно реализовать идею воспитания нового человека из свободных сословий - дворянства, купечества и мещан.
2. Непосредственным соавтором проекта и реализатором идеи воспитания новой породы людей стал ближайший сподвижник императрицы И.И. Бецкой. Долгое время живя в Европе, он был знаком с европейским опытом образования и воспитания подрастающего поколения в духе теорий Ж.-Ж. Руссо и других видных педагогов и философов.
3. Основной целью проекта было воспитание из детей «новых отцов и матерей», от которых родятся новые поколения родителей, способных «вселять правила в сердца» и передавать их из поколения в поколения.
4. Реализация проекта осуществлялась через специально организованные воспитательно-образовательные учреждения: воспитательные дома в Москве и С.-Петербурге с отделениями для беременных женщин и для младенцев-подкидышей «без роду и звания»; Институт благородных девиц с двумя отделениями - для дворянок и девочек из мещанских семей; реформированный Императорский Шляхетский Сухопутный Кадетский Корпус; «учреждение для воспитания вольных бедных детей пяти-шестилетнего возраста» при Академии художеств; «Воспитательное училище из купеческих детей для коммерции».
5. Отличительной особенностью проекта была изолированность воспитанников от семей и обособленность их функционирования вне общества, «способного заразить безнравственностью» будущую породу людей.
6. Основу содержания педагогической программы составляли нравственные установления и гуманитарная составляющая обучения: закону Божьему, уроки «учтивости и долгу благопристойности, правилам нравоучения»; светскому обхождению, музыке, художествам, иностранным языкам и т. д. В каждом из учреждений был организован театр, в котором воспитанники овладевали азами театрального мастерства. В соответствии с направленностью учреждений велись уроки по домоводству, огородничеству, ремесленному делу и т.д.
7. Естественно, что воспитание и образование было пропитано верноподданническим духом. Идеология самодержавия заменяла нереальные просветительские идеи о равенстве и свободе личности. Сословные преграды на пути формирования свободных личностей были значительно сильнее фантазий императрицы об «общем благе» и одинаковых для всех «правах и свободах».
8. Кроме того, в екатерининское время появляется тип личности «вольтерьянец», для образа мыслей и жизни которого было характерно дистанцирование от общепринятых правил и норм поведения; затем в дворянском сословии стало модным подражать английскому образу жизни, вследствие чего в русском обществе появляется модный тип личности - «денди».
9. Просветительские идеи в русском обществе понимались по-разному с точки зрения самодержавной власти в лице Екатерины II и образованными людьми того времени. Конфликт императрицы и А. Радищева, автора книги «Путешествие из С.-Петербурга в Москву», не только зафиксировал наличие разных позиций, но и показал, что свобода слова есть лишь декларируемые просветительские лозунги. Они необходимы были императрице, чтобы продемонстрировать Европе свой «просвещённый имидж», а не реальные намерения коренным образом изменить состояние воспитания и образования в стране.
10. Идеи Екатерины II о равноправии граждан, провозглашённые в «Наказе», не могли осуществиться в силу не преодолимого ею препятствия - крепостного права. Она была заложницей государственного устройства России, и её зависимость от дворянства не позволяла даже подойти к реальному решению этой коренной для страны проблемы. Кроме того, эволюция личности императрицы показала постепенный отход от её первоначальных просветительских замыслов изменить культурную и общественную жизнь России. В последнее десятилетие своего правления она уже утратила реформаторские настроения. Долгое правление притупило живое восприятие жизни, а окружающая её придворная среда все больше демонстрировала ей то, что она хотела видеть, но чего не было на самом деле.
11. Страна с крепостными людьми не может формировать свободных, самодостаточных личностей с индивидуальным самосознанием и глубинным мировоззрением. Конфликт между стремящейся к свободе личностью и несвободными социальными условиями рано или поздно должен был разрешиться.
Он разрешился после смерти любимого внука Екатерины Александра I, когда на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г. вышло воспитанное на её принципах просвещённое дворянство за равноправие и свободу всех граждан. Но личности декабристов уже принадлежали другому времени и совсем иной эпохе».
Комиссаренко С.С., Формирование личности: концепции, институты, технологии, СПб, 2013 г., с. 130-132.