О профессиональных качествах композитора по П.И. Чайковскому

«В музыкальном творчестве следует различать два различных фактора: чистую изобретательную способность и фантазию.

История музыки представляет примеры художников-музыкантов, обладавших изумительною способностью первого рода; душа их была неиссякаемым родником прекрасных мелодических мыслей и изящных гармоний, до которых они доходили   не путем усилий и труда, а в силу природного инстинкта и влечения.

Но им недоставало яркой и богатой фантазии для того, чтобы свои музыкальные идеи представить в разнообразном освещении, для того, чтобы возрастить и возлелеять их и создать посредством всестороннего развития темы, произведение богатое содержанием и формой.

Сюда относятся например: Шуберт, отчасти Шопен, наш Даргомыжский.

У других композиторов преобладала вторая сторона творческого духа, т. е., при относительной бедности изобретения, умение извлекать из эмбриона музыкальной мысли всё, что в нём  заключается, посредством разнообразия в настроениях, контрастов колорита и всех особенностей внешней красивости изложения.

В пример подобных художников-музыкантов я приведу Мендельсона, Листа, нашего Балакирева.

Равномерное сочетание изобретательности мелодической, ритмической и гармонической с роскошью и богатством фантазии встречается лишь у самых великих художников, т. е. у Моцарта и Бетховена».

Чайковский П.И., О Композиторском мастерстве: избранные отрывки из писем и статей, М., «Государственное музыкальное издательство», 1952 г., с. 23-24.