Научные парадигмы
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Научные парадигмы
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
«Сравним эту (научную – Прим. И.Л. Викентьева) картину с картиной мира, представленную в Библии и в трудах Святых Отцов Церкви и принятой повсеместно христианством до тех пор, пока наука не поставила её под сомнение. Согласно Библии и учению Отцов Церкви, Вселенная была создана Богом за 6 дней; можно вычислить время создания, и это приблизительно 4004 год до Рождества Христова. Земля находится в центре Вселенной, а создание Адама и Евы было последним творением Бога.
Бог запретил им есть плоды конкретного дерева, и когда они всё-таки съели их, Он сильно разгневался, несмотря на то, что Он знал, что они не послушаются Его. Он был настолько разгневан, что обрёк их на бесконечное наказание: они и их потомки должны будут вечно гореть в огне. Но Сын Господа обрёк себя на наказание во имя человечества, страдая на распятии и проведя три дня в аду. Благодаря Его страданиям, сторонники правильных теологических взглядов, выполняющие определённые обряды, попадут в рай. Видимый мир исчезнет по втором пришествии Христа; когда это произойдёт, неизвестно. Первые ученики думали, что это будет очень скоро; потом этого ожидали в 1000 г. от Рождества Христова.
Некоторые протестанты по-прежнему думают, что это произойдёт в течение ближайших лет. По втором пришествии Христа будут существовать только рай и ад, и, как полагают католики, в течение некоторого времени чистилище.
Отметим некоторые различия этих концепций мира. Прежде всего, это различие в размерах: христианский мир мал и кратковремен (за исключением рая и ада), в то время как для научного мира неизвестны начало и конец как во времени, так и в пространстве, и определённо он бесконечен и в пространстве и во времени. В христианском мире всё имеет цель и своё место; всё чётко и ясно, как на кухне у хорошей хозяйки. Другое отличие состоит в том, что христианский мир имеет центром землю, в то время как научный мир не имеет такого центра вообще; в христианском мире Земля стоит на месте, а звёзды вращаются вокруг неё, в то время как в научном мире всё находится в движении.
Христианский мир сделан для человека, в то время как научный мир, если он и имеет какую-то цель, то мы не знаем этой цели. Действительно, в целом концепция цели, доминирующая в псевдонаучном мышлении в течение 2000 лет - от Аристотеля и вплоть до XVII века - исчезла из современного научного объяснения. Почему законы природы таковы, как они есть, вопрос, который наука не задаёт, поскольку неразумно предполагать, что на него есть ответ. В христианском мировоззрении преобладают моральные концепции, такие как концепция греха и наказания, которым нет места в научном мировоззрении. Христианский мир таков, каким его видел необразованный человек, в то время как научный мир вежливо игнорирует наши предрассудки и надежды, нашу любовь и ненависть.
Помимо всех этих различий, существует ещё и различие доказательства (evidence).
Доказательством для христианского мировоззрения является Библия; для научного мировоззрения - это наблюдение и индукция. Наука спрашивает, на каком основании мы должны принимать то, что описано в Библии? Присутствовали ли авторы Пятикнижья при Творении? Ясно, что нет. Можем ли мы поверить, что Бог передал им истину? В этом случае мы столкнемся с большими трудностями. Библия - не единственная Священная Книга; другие религии строят иные космологии. Каким образом беспристрастный исследователь определит, какой из них поверить? Иногда Библия противоречит самой себе: в ней даётся два противоречащих друг другу описания создания Адама и Евы; в одном месте говорится, что в ковчеге было две овцы, в другом - семь.
Есть и другие трудности. Иезуит Акоста, живший в Южной Америке, был удивлён, обнаружив животных, обитающих только в этой части света, в то время как все они должны были быть с горы Арарат. Это особенно удивительно в случае с ленивцем, который столь медлителен в своих проявлениях, что вряд ли смог бы достичь Южной Америки за то время, которое прошло после потопа. Конечно, моряки могли завезти разных необычных животных из Старого света, но достопочтенный Отец так не думал, в частности в случае с ужасной акацией, обладающей невыносимым запахом. Кроме того, существует проблема ископаемых, которые, по всей видимости, доказывают, что Земля старше, чем в истории Творения. Постепенно вера в буквальную истинность истории Творения отошла на второй план, и была открыта дорога для принятия научного мировоззрения.
О далёком прошлом во времени и в пространстве наука говорит с осторожностью; она сообщает лишь наиболее вероятное знание, согласующееся с имеющимися данными, но в любой момент могут появиться новые данные, которые позволят сделать новые заключения по тому или иному вопросу. И тем не менее, общая картина навряд ли сильно изменится. Прежде чем наука ослабила авторитет теологии, та сказала свое слово, но совершенно иное: теологические истины провозглашались вечными, неизменными и несомненными. Те же, кто подвергал их сомнению, могли сгореть и на Земле, как Джордано Бруно, и уж точно сгореть, когда настанет конец света.
Ни один теолог не повторит этого сегодня, но только потому, что даже непогрешимые догмы должны быть тайно изменены, чтобы выдержать штурм со стороны науки».
Бертран Рассел, Искусство рационального предположения / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с. 20-22.