Сохранение функции при изменении либо исключении привычных элементов, как способ генерации новых произведений

«… существование всякого жанра исторически ограничено определённым периодом развития искусства и сменами стилей, а поэтому и стиль не существует вне тех или иных жанров, через которые он реализуется. Общеизвестно, что каждая историческая и художественная культура характеризуется не только предпочтением определённых жанровых типов, но и доминирующим жанровым модусом, который для современного эстетического мышления и является традицией и объектом для игры с ней.

Являясь основным жанровым модусом эпохи, страны, например, готический собор европейского Средневековья, «заглавный» жанр служит не только психологической установкой, но и репрезентантом определенного художественного стиля. Модельные признаки жанра здесь перерастают в стиль.

Однако жизнь жанра в условиях эстетики постмодернизма носит довольно противоречивый характер - в жанровой традиции проявляются такие черты, как универсальность функции и уникальность функционирования, нормативность и одновременно невозможность однозначного определения жанра, обусловленность историческим опытом и вместе с тем потребностью в развитии, преодолении, осмыслении этого опыта.

Новое использование жанра - прямо противоположно его назначению - в условиях эстетики парадокса вызывает и ситуацию жанр против жанра, как бы отрицающую его сущность. Возникают такие жанровые феномены, в которых первичный жанр как бы «размывается» в результате его ироничного обыгрывания, и появляется парадоксальный, по сути, его антипод.

Так, например - архитектура без здания, опера без слов, концерт без концертирования, дизайн интерьера без мебели.

Показателен в этом отношении Бруклинский детский музей, построенный в 1977 году в Нью-Йорке, который собственно здания не имеет - его помещения скрыты под поверхностью игровой площадки, трактованной как метафора американского промышленного ландшафта. Игровая площадка включает в себя нехитрые экспонаты, которые вместе с обнажёнными конструкциями, ярко окрашенными трубами систем кондиционирования воздуха в стиле хай-тек и нагромождениями нефункциональных атрибутов техники, складываются в своеобразный средовой коллаж. Его многозначные намеки рассчитаны на активизацию воображения детей и вовлечение их в игровые ситуации. Особенно интересна с позиции эстетики постмодернизма концепция музея, вызывающая не пассивное созерцание детей, а их активное игровое действие, что увеличивает роль игрового момента, своеобразной сценографии.

Отметим подобные парадоксальные феномены - жанр против жанра - и в других видах искусства постмодернизма: концерт без концертирования - Третий, Четвертый скрипичные и виолончельный концерты А. Шнитке, опера без слов - пантомимическая опера-вокализ с субтитрами «Кому вы звоните?» московского композитора Б. Франкштейна.

В обоих случаях наблюдается нарушение сущностных жанровых признаков - в опере нет слов, а в концерте, который означает состязание, а сам музыкальный жанр - соревнование солиста и оркестра, или нескольких солистов, нет концертирования.

Появление таких необычных драматургических образцов в творчестве А. Шнитке вызвано, опять же, парадоксальной трактовкой самого жанра концерта - не как диалога, соревнования, а как внутреннего монолога, передающего раздвоение человеческого сознания.

Являясь проявлением алогизма, такой приём несоответствий позволяет передать в опере Б. Франкштейна глубокую идею освобождения вокального голоса как голоса музыкальной ткани от диктата структуры ограниченного конкретного языка. В этом случае не слова становятся носителями мысли и выражения чувств, а то, что за ними прячется, контрастирует, живет под их прикрытием, - понимание, переживание, впечатление, избавленное от декларации и констатации. Жанровые парадоксы и парадоксальные идеи становятся основой творчества Б. Франкштейна, сочетающего в себе сложные (доходящие порой до сюрреалистических) эксперименты в области жанров, форм, музыкального языка. При этом композитор затрагивает «простые» вечные темы - нравственности, долга, любви и верности (вокальный цикл «Этюды о влюблённых», камерная опера «Пьеса для двоих, или Вечер без гостей», опера для баритона, скрипки и фортепиано «Разговор с Александром Сергеевичем»). […]

В дизайне парадоксально-игровые приёмы появились в 60-70-е годы XX века в рамках движения «антидизайн» - итальянские мастера искали новые альтернативные формы и стремились делать дизайн без предметов.

Возник парадоксальный, по сути, дизайн поведения, в основу которого был положен принцип игры вместо канонических методов проектирования. Здесь и появление своеобразных «жилых ландшафтов», и иронические предметы - кресло-«мешок», кресло-скульптура в виде огромной бейсбольной перчатки, названное «Joe» в честь легендарного бейсболиста Joe DiMaggio».

Барсукова Н., Жанровые модификации эстетики постмодернизма, в Сб.: Развлечение и искусство / Под ред. Е.В. Дукова, СПб, «Алетейя», 2008 г., с. 73-75.

 

Замечу, что приводимые в тексте примеры, вполне описываются эвристикой: «Сохранение функции при изменении либо исключении привычных элементов». Более подробно (и понятнее, чем в цитируемом выше фрагменте) об этом писал Г.С. Альтшуллер на материале фантастики:  Четырёхэтажная схема фантастических идей