Социальный эффект: слава / признание достаётся последнему в эстафете…

Г.С. Альтшуллер, начиная со своих первых книг по теории изобретательства, вышедших в 60-е годы XX века, писал, что в отличие от экспериментов в психологических лабораториях, где испытуемый решает творческую задачу «от начала до конца», большинство известных всем машин – это лестница, цепь, эстафета последовательных улучшений, которые делаются различными изобретателями.

Но,  часто – поскольку это понятно / досупно работникам СМИ и широкой публике – слава и признание достаются не всем, а тому, кто сделал последний и, возможно, не самый принципиальный вклад в совершенствование машины (или научной концепции)...

 

ПРИМЕР.  «Как многие гении, совершавшие эпохальный переворот в науке, 3игмунд Фрейд начинал не на голом месте. Многое было сделано или названо до него. Уже были предложены термины: «бессознательное» (Э. Гартман, 1889) и «вытеснение» (А. Шопенгауэр, 1819). Уже гремела слава «Наполеона неврозов!» Ж. Шарко (1825-1893) под руководством которого 3. Фрейд учился снимать болезненные симптомы истерии с помощью гипноза. В судьбе будущей знаменитости сыграли заметную роль тогдашние светила психиатрии Лебедь и Бернгейм. Свою первую работу о психических механизмах истерии, которая демонстрировала способность психических сил изменять биологические структуры и потому вышла по своему значению за рамки психотерапии, 3. Фрейд написал в соавторстве с Й. Брейером. Но он не только наследовал и учился, а преодолевал и переосмыслял, чтобы выстроить новую модель психики. Со школьных лет 3. Фрейд увлекался естествознанием и шесть лет проработал в лаборатории физиологии животных, где жизненные явления рассматривались на основе физико-химических понятий. Руководитель лаборатории был последователем Г. Гельмгольца (1821-1894), который первым измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне (1850) и тем самым поставил во главу угла «время реакции», развеяв предубеждение, будто нервно-психические акты как явления особого порядка совершаются мгновенно. И позднее 3. Фрейд, распространив энергетические положения Г. Гельмгольца на область психологии, обрёл фундаментальную основу для своего учения о психодинамике».

Пронина Е.Е., Психология журналистского творчества, М., «КДУ», 2006 г., с. 172.


Более трагичный пример из области научных идей:

«Своей работой Земмельвейс подготовил научное и общественное мнение к открытиям Пастера и Листера. Через пять лет после открытия общей антисептики Листер уже был в зените славы. То, на что Земмельвейсу не хватило жизни, Листеру досталось за пять лет».

Вёрткин И.М., Бороться и искать… О качествах творческой личности / в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 84. 

 


Фонд новых Достойных целей